г. Краснодар |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А32-10217/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2634003750, ОГРН 1022601948665) - Макаревич А.Н. (доверенность от 27.12.2016 N 183), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (ИНН 2302031224, ОГРН 1022300642627), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2016 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу N А32-10217/2016, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (далее - учреждение, заявитель, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконными решения от 24.12.2015 N 153 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения от 24.12.2015 N 153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, решения от 24.12.2015 N 153 н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о признании незаконным требования от 24.12.2015 N 153 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не принятых к зачету; об обязании фонда принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 211 782 рублей 43 копеек.
Решением суда от 22.06.2016 заявленные требования удовлетворены. С фонда в пользу заявителя взыскано 12 тысяч рублей судебных расходов по уплате госпошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2017 указанное решение суда изменено путем изложения абзацев 1 - 6 резолютивной части решения в следующей редакции: "признать недействительными решения филиала N 18 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 24.12.2015 N 153 в части 210 731 рубля 40 копеек; о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.12.2015 N 153; об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 24.12.2015 N 153 н/с; требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, от 24.12.2015 N 153 в части 210 731 рубля 40 копеек. Обязать филиал N 18 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в сумме 210 731 рубль 40 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, фондом совместно с Государственным учреждением -Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армавире в период с 01.07.2015 по 28.09.2015 проведена плановая выездная проверка правильности исчисления учреждением расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; правильности исчисления и уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проведения проверки фондом выявлены нарушения учреждением действующего законодательства Российской Федерации о страховом обеспечении, что послужило основанием для составления актов проверки от 19.10.2015 N 153, от 19.10.2015 N 153 с/с, от 19.10.2015 N 153 н/с и вынесения решения от 24.12.2015 N 153 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 211 782 рублей 43 копеек, решения от 24.12.2015 N 153 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым заявителю к уплате начислено 112 429 рублей 12 копеек недоимки, 23 191 рубля 45 копеек пени, 3 396 рублей 02 копеек штрафа, предложено внести изменения в документы бухгалтерского учета, решения от 24.12.2015 N 153 н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым учреждению предложено отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда недоимку по страховым взносам, в том числе непринятые к зачету расходы в размере 1 188 рублей 72 копеек.
Кроме того, фондом выставлено требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 24.12.2015 N 153, которым учреждению предложено произвести корректировку указанных расходов путем отражения суммы непринятой к зачету суммы в размере 211 782 рублей 43 копеек в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2015 по 31.12.2015.
Учреждение обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктами 4 - 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 данного Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 данной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Пунктом 11 Положения о порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 727 (далее - Положение), установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100% среднего заработка осужденного, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, в зависимости от продолжительности страхового стажа и других обстоятельств, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Осужденным, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В силу пункта 26 Положения пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка осужденных в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ.
Как указал суд апелляционной инстанции, из анализа положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что трудовые отношения осужденных с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, осужденные не относятся к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно табелю учета рабочего времени и лицевому счету осужденного Мелихова М.В. указанным лицом полностью отработан декабрь 2012 года, выплачена заработная плата в размере 4 611 рублей. Вместе с тем в марте 2013 года Мелихову М.В. страхователем выплачено пособие по временной нетрудоспособности на основании листка нетрудоспособности N 087282984080 за период с 14.12.2012 по 05.03.2013.
Аналогичная ситуация имела место в отношении осужденного Шигульного В.В.
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно пояснениям учреждения указанные лица 14.12.2012 направлены на лечение в ФКУ "Межобластная туберкулезная больница УФСИН России по Краснодарскому краю" в г. Усть-Лабинск Краснодарского края. Одновременно заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности за период с 14.12.2012 по 31.12.2012 данным осужденным не выплачивались. В табеле учета рабочего времени на вышеуказанных осужденных допущена ошибка. Осужденные оформлялись для осуществления трудовых функций полный рабочий день.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку трудовые договоры с осужденными не заключаются и осужденные привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания, то возникающие правоотношения не основываются на трудовом договоре.
Следовательно, в данном случае общие положения трудового законодательства, в том числе относительно правил исчисления размера пособий по временной нетрудоспособности лицам, имеющим средний заработок менее МРОТ, исходя из норм выработки, не подлежат применению.
Таким образом, учреждением правомерно осуществлялось начисление пособий по временной нетрудоспособности.
Суд установил, что Гарумова Н.А. осуществляла трудовую деятельность в учреждении на 0,5 ставки должности инженера группы технического контроля Центра трудовой адаптации осужденных в течение непродолжительного периода времени перед началом отпуска по беременности и родам.
В подтверждение выполнения указанным лицом трудовых обязанностей учреждение представляло фонду должностную инструкцию, табель учета рабочего времени, штатное расписание, расчетные ведомости, расходно-кассовые ордера на выплату зарплаты, а также копии документов, подготовленных Гарумовой Н.А.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении реальности исполнения Гарумовой Н.А. трудовых обязанностей, возложенных на нее трудовым договором.
Относительно ссылки фонда на должностные обязанности инженера, изложенные в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник), суд обоснованно указал, что Гарумова Н.А. осуществляла в учреждении трудовую деятельность в качестве инженера группы технического контроля (согласно вышеуказанному справочнику соответствует должности инженера по качеству), имеющего иной круг должностных обязанностей.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А32-10217/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.