Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 декабря 2002 г. N КА-А40/7944-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "Лима-Трейд" 5000 руб. штрафа за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в исполнительном органе ФСС России.
Решением от 12.08.02 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное.
В судебном заседании представитель истца поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Ответчик извещен о месте и времени судебного разбирательства по жалобе по известному суду адресу.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного акта суда первой инстанции.
ООО "Лима-Трейд", зарегистрированное 13.12.01 МРП в качестве юридического лица, 16.01.02 подало заявление о регистрации его в качестве страхователя.
Решением от 11.03.02 N 62 орган социального страхования привлек названное общество к ответственности по п. 1 ст. 116 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 10 Федерального закона от 02.01.00 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС России обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании его в судебном порядке.
Арбитражный суд г. Москвы отказал во взыскании штрафа, сославшись на неприменение к спорным правоотношениям ответственности, установленной ст. 10 Федерального закона от 02.01.00 N 24-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод первой судебной инстанции, сделанный по настоящему делу.
Согласно ст.ст. 9, 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.02.01 N 7-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" в 2001 году к страхователям от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не применялась ответственность, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" органам социального страхования предоставлена возможность применять к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных ч. 1 названного Кодекса за аналогичные налоговые правонарушения, в т.ч. за нарушение страхователем сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда.
В ст. 54 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что закон, устанавливающий или смягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием Федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете".
В ст. 6 этого закона записано, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Федеральный закон от 14.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в тот же день был опубликован в "Российской газете".
В связи с изложенным является верным утверждение первой судебной инстанции о том, что на момент совершения правонарушения ответственность за него отсутствовала, т.к. в части, касающейся применения ответственности, Закон N 17-ФЗ вступил в силу в общеустановленном порядке 25.02.02.
Ссылка в решении МРО ФСС России от 11.03.02 N 62 на ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" как на основание привлечения ООО "Лима-Трэйд" к ответственности является неосновательной.
На момент вынесения истцом решения о привлечении общества к ответственности норма, предусматривающая возможность применения налоговой ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительном органе ФСС России, прекратила свое действие в связи с истечением финансового года.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного судебного решения.
Утверждение в жалобе на неправильное определение судом срока вступления в законную силу Федерального закона N 17-ФЗ отклоняется как необоснованное. Вывод суда соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, определяющей порядок применения ответственности за правонарушение.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.02 по делу N А40-26972/02-127-90 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 декабря 2002 г. N КА-А40/7944-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании