Решение Самарского областного суда от 26 апреля 2023 г. N 3а-1142/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1142/2023 по административному исковому заявлению ООО "А." к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
ООО "А." (далее также - административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Приложение N 1 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в него под в него под пунктом 22228 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 22229 нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом 23151 нежилого здания с кадастровым номером N
Требования обусловлены тем, что в указанные пункты Перечня включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.Н.Н. поддержал заявленные требования.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "формируемого для эксплуатации зданий и сооружений: - здание (Лит. А13) - цех N 8 пустотных настилов, - сооружение (Лит. С2) - склад готовой продукции цеха пустотных настилов, здание (Лит. А16) - цех N 4 армомастерская тяжелый потолок", здание (Лит. А15) - цех N 8 главный корпус, - здание (Лит А9А10) - цех N 4 армомастерская и бытовка", что указывает на правомерное нахождение спорных объектов в Перечнях в соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 08.11.2022 N 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год.
Приказ министерства опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Факт включения нежилых зданий в соответствующий перечень подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ООО "А." на праве собственности принадлежат, расположенные по адресу: <адрес> нежилые здания: с кадастровым номером N площадью 27,2 кв. м, с кадастровым номером N площадью 1683,1 кв. м, с кадастровым номером N площадью 1791,5 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое здание, наименование - бытовое помещение цеха. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту, здание включает в себя помещения следующих назначений: коридор, основные помещения без указания их назначения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое здание, наименование - здание (лит. А16) - цех N 4 армомастерская тяжелый поток. По сведениям технического паспорта в здании располагается цех.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое здание, наименование - здание (лит. А9А10) - цех N 4 армомастерская и бытовки. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту, здание включает в себя помещения следующих назначений: коридоры, бытовки, санузлы, душ, коридоры, цех, лестничные клетки.
Нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: "формируемого для эксплуатации зданий и сооружений: - здание (Лит. А13) - цех N 8 пустотных настилов, - сооружение (Лит. С2) - склад готовой продукции цеха пустотных настилов, здание (Лит. А16) - цех N 4 армомастерская тяжелый потолок", здание (Лит. А15) - цех N 8 главный корпус, - здание (Лит А9А10) - цех N 4 армомастерская и бытовка".
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании и представленным договорам аренды (л.д. 36-43) следует, что здания находятся на огороженной забором, охраняемой территории, с пропускным и внутриобъектовым режимом.
Здания в составе производственного комплекса используется арендаторами ООО "П." (здание с кадастровым номером N и часть здания с кадастровым номером N) и ООО "С." (часть здания с кадастровым номером N) в целях производственной деятельности: ООО "С." - строительство жилых и нежилых зданий; ООО "П." - производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей. Здание с кадастровым номером N не используется по причине ветхого состояния.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ (л.д. 26-34) данные виды деятельности являются уставными для ООО "П." и ООО "С.".
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилых зданий не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3-4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-деловых, торговых центров, офисов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Осмотр нежилых зданий на момент формирования и утверждения оспариваемого Перечня Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился.
Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось достаточной и достоверной информации, позволяющей включить указанные объекты в Перечень.
Таким образом, спорные объекты недвижимости, включенные в оспариваемый Перечень, не соответствуют критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривают оказания соответствующего вида услуг неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты в качестве самостоятельного вида деятельности, в силу чего требования административного истца о признании недействующим Перечня объекта недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "А." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Приложение N 1 "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 N 2077 в части включения в него под в него под пунктом 22228 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 22229 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 23151 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 апреля 2023 г. N 3а-1142/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании