г. Краснодар |
|
26 апреля 2017 г. |
Дело N А32-15442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и ответчика - акционерного общества "Туапсинский морской порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Туапсинский морской порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2016 (судья Огилец А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2017 (судьи Мисник Н.Н., Глазунова И.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-15442/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (в настоящее время АО "Туапсинский морской торговый порт"; далее - порт) о взыскании 5542 рублей 46 копеек платы за нахождение вагонов на пути общего пользования станции назначения, а также 1 683 334 рублей 02 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях (уточненные требования).
Решением от 07.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2017, с порта в пользу общества взыскано 1 683 334 рубля 02 копейки долга, в остальной части в иске отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью задержки вагонов на промежуточных станциях в пути следования по причинам, зависящим от порта (грузополучателя) в связи с нарушением срока оборота вагонов. Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена железной дорогой верно. Срок исковой давности не пропущен.
В кассационной жалобе порт просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что спорные вагоны, простаивающие на промежуточных станциях, не принадлежат перевозчику на праве собственности или аренды. Договором от 24.01.2012 N 85/4 не предусмотрено взимание платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций и не определен размер такой платы. Тарифное руководство N 2, ссылка на применение которого содержится в пункте 17.6 договора от 24.01.2012 N 85/4, не предусматривает обязанность вносить плату за использование инфраструктуры дороги. Кроме того, судом взыскана плата по истечении срока исковой давности, о пропуске которой заявлено ответчиком.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, 24.01.2012 железная дорога (перевозчик) и порт заключили договор N 85/4, регулирующий правоотношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге и примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта (локомотив арендуется у железной дороги). Срок действия договора - с 01.02.2012 по 01.02.2017 (пункт 22 договора). Договором урегулированы порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, платежи, которые вносит порт перевозчику, срок оборота вагонов. Согласно пункту 5.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Пунктом 5.6 договора установлено, что поданные на железнодорожный путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (пункт 6 договора). В соответствии с пунктом 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5 и 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на перевеску, протарку, дозировку, расстановку и перестановку групп вагонов по местам погрузки, выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у железной дороги (пункт 8 договора). На железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов (пункт 12 договора). Пунктом 15 договора установлены платежи, которые вносит порт перевозчику. Согласно пункту 17.6 договора порт несет ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях в соответствии со статьей 39 Устава, пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2. За время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования порт несет ответственность при наличии вины (пункт 17.7 договора).
В адрес ответчика с апреля по июль 2015 года на станцию Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузами.
В результате нарушения портом срока оборота вагонов поезда были задержаны в пути следования на промежуточных станциях.
По данному факту общество составило акты общей формы, в которых отмечены причины их составления (невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом), перечень вагонов с их номерами и продолжительность задержки. Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями, указав, что не отказывался от приемки названных в актах вагонов.
Кроме того, в июле 2015 года на станции назначения Туапсе-Сортировочная находились в ожидании выгрузки вагоны, прибывшие в адрес порта. Простой вагонов на станции назначения оформлен в соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования. Порт акты общей формы подписал с разногласиями о том, что задержка вагонов произошла по вине перевозчика.
На основании актов общей формы общество начислило плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Истец направил ответчику претензии с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов в составе задержанных поездов, неисполнение которых послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 названного Кодекса).
Статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), предусматривает, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (в редакции, действовавшей в спорный период) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование ФСТ размера данной платы, обозначенной в статье 39 Устава как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным, поскольку Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит железнодорожные перевозки к сферам деятельности субъектов естественных монополий (статья 4) и определяет, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6). Правительством Российской Федерации в Перечне работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном постановлением от 05.08.2009 N 643, определено, что плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности регулируется государством. Пунктом 5.3.1.21 Положения о ФСТ России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, данная служба уполномочена на установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита). Следовательно, установив в пункте 12 Тарифного руководства N 2 размер платы за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, ФСТ не вышла за пределы своей компетенции и не допустила нарушения требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Положением пункта 12 Тарифного руководства N 2 обеспечивается реализация права заинтересованных лиц оплачивать услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок по ценам (тарифам), регулируемым государством.
ФСТ в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
Названная плата предусмотрена также в пункте 17.6 договора от 24.01.2012 N 85/4.
Задержка вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от порта, прямая причинно-следственная связь между действиями ответчика и такой задержкой подтверждены материалами дела: доказано нарушение срока оборота вагонов, задержка поездов по этой причине, прибытие оставленных без движения вагонов с нарушением сроков доставки. Обстоятельства простоя и причины задержки вагонов удостоверены актами общей формы. Ответчик не обосновал ссылками на памятки приемосдатчика, являющиеся первичными документами, недостоверность каких-либо актов общей формы.
Расчет истца в части методологии исчисления и времени задержки вагонов ответчик не оспорил.
Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности рассмотрено судами нижестоящих инстанций и признано необоснованным. Поскольку истцом заявлены требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в силу статьи 126 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, то есть со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования. Факт нарушения срока доставки по договору перевозки, с которым закон связывает возникновение права требования, может быть установлен не ранее дат фактического прибытия вагонов на станцию назначения, самая ранняя из которых по заявленным накладным - 29.04.2015.
Согласно отметке почтового органа на лицевой стороне конверта исковое заявление в Арбитражный суд Ростовской области направлено 29.04.2016, то есть в пределах срока исковой давности.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2017 по делу N А32-15442/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.