г. Краснодар |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А53-28877/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Платинум"" (ИНН 6164228870, ОГРН 1046164039646) и заинтересованного лица - Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Платинум"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2016 (судья Чернышёва И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьёва М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-28877/2016, установил следующее.
ООО "Ломбард "Платинум"" (далее - общество, ломбард) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - управление, банк) о признании недействительным предписания от 03.10.2016 N Т360-35-11/2119.
Решением суда от 17.11.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2017, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Судебные акты мотивированы законностью выданного ломбарду предписания. Потребительскими кредитами являются все кредиты, выдаваемые ломбардами.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что ломбард не осуществляет деятельность по выдаче потребительских займов, следовательно, не должен рассчитывать средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов и заполнять раздел III отчета о деятельности ломбарда. Не все займы, выдаваемые ломбардами, являются потребительскими. Выдача ломбардом краткосрочных займов под залог движимого имущества граждан и потребительских кредитов являются разными видами предпринимательской деятельности, оформляемыми разными договорами. Указывает на различия договоров займа и потребительского кредита.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки отчетности общества о его деятельности управление выявило факт включения им недостоверных сведений в отчет за I полугодие и за I квартал 2016 года. Так, отсутствуют показатели в разделе III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда", тогда как в разделе II "Основные показатели деятельности ломбарда" сведения о выданных займах имеются.
По данному факту управление выдало обществу предписание от 03.10.2016 N Т360-35-11/20119, указав на необходимость в десятидневный срок с даты его получения направить в банк исправленную отчетность. Также предложено принять меры к недопущению в дальнейшем нарушений законодательства Российской Федерации, разъяснено об установлении административной ответственности за неисполнение предписания по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество обжаловало предписание банка в арбитражный суд.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по результатам проверки отчетов о деятельности ломбарда, представленных за I полугодие 2016 года (от 01.08.2016 N ЖГР-2016-00555493) и за I квартал 2016 года (от 04.05.2016 4 N ТР-2016-00441618) выявлено отсутствие в отчетах сведений в разделе III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда", при этом в разделе II "Основные показатели деятельности ломбарда" они отражены.
Нарушение ломбардом статьи 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах), Указания Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указания N 3927-У) повлекло выдачу банком с учетом части 8 статьи 2, пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) выдачу оспариваемого предписания.
В силу статьи 76.1 Закона N 86-ФЗ, статьи 2.3 Закона о ломбардах Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе ломбардами. В силу полномочий, предусмотренных статьей 76.5 Законом N 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к ним предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах Банк России получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных указанным Федеральным законом.
Пунктом 5 части 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах предусмотрено, что Банк России дает ломбарду обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В силу статьи 2.4 Закона о ломбардах последние обязаны представлять в Банк России документы, в том числе содержащие отчет о своей деятельности. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России, в частности, Указаниями N 3927-У, которыми с I квартала 2016 года утверждены новые сроки, формы и порядок предоставления отчетности ломбардами.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите) к потребительскому кредиту (займу) отнесены денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Закона о ломбардах).
В соответствии с пунктом 17 Порядка составления отчета о деятельности ломбарда, изложенного в Приложении N 1 к Указанию N 3927-У, в разделе III отчета о деятельности ломбарда расчет средневзвешенных значений полной стоимости потребительских займов производится по категориям займов. Средневзвешенное значение полной стоимости потребительских займов по каждой категории рассчитывается только в случае выдачи в последнем квартале отчетного периода потребительского займа данной категории. Для расчета средневзвешенных значений полной стоимости потребительских займов используются данные по договорам потребительского займа, заключенным в рублях в последнем квартале отчетного периода.
Кроме названного, иные разделы, предусматривающие размещение данных о выданных ломбардом займов, Порядок составления отчета о деятельности ломбарда не содержит.
Анализ указанных норм и положений Порядка составления отчета о деятельности ломбарда свидетельствует о том, что для целей отчетности ломбарда под потребительскими кредитами следует понимать все кредиты, выдаваемые ломбардами.
Иное толкование, при котором ломбард должен отражать в разделе III отчета стоимость займов, выданных гражданам исключительно на потребительские цели, неизбежно привело бы к искажению отчетности, поскольку цели получения займов указываются гражданами при анкетировании по своему усмотрению.
Указанный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2016 по делу N А76-459/2016.
Отклоняя доводы общества со ссылкой на статьи 1, 2 и 7 Закона о ломбардах, части 1 и 2 статьи 1, подпункт 1 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, суд счел выдаваемые ломбардами займы относящимися в том числе к потребительским. В связи с этим раздел III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда" отчетности обязателен для заполнения всеми ломбардами.
Суд отметил, что по состоянию на 30.10.2014 в информационном сообщении "Об отдельных вопросах по заполнению формы отчета о деятельности ломбарда", опубликованном на официальном сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/, Банк России сообщил, что заем, выданный ломбардом, является, в том числе, потребительским займом, а раздел III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда" указанного отчета обязателен для заполнения всеми ломбардами.
Из отчетности ломбарда видно, что в I полугодии и за I квартал 2016 года он предоставлял физическим лицам потребительские займы (раздел II отчетности). При этом в разделе III отчетности сведения о средневзвешенном значении полной стоимости потребительских займов в общей сумме предоставленных потребительских займов отсутствовали.
Ломбарды осуществляют предпринимательскую деятельность, связанную с кредитованием граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельность по ранению вещей (статья 7 Закона о ломбардах). Деятельность ломбарда заключается в обеспечении граждан краткосрочными кредитами (статья 358 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 2 Закона о ломбардах установлен запрет ломбардам заниматься иной, помимо предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг, предпринимательской деятельностью. В связи с этим ломбард, отнесенный законодателем к коммерческим организациям, является юридическим лицом со специальной правоспособностью (пункт 1 статьи 2 Закона о ломбардах).
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Деятельность ломбардов является предпринимательской, но при этом законом наложены ограничения, которые ломбарды обязаны соблюдать.
Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) кредитной организацией (банком) является юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным федеральным законом.
К числу банковских операций Законом N 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.
Таким образом, деятельность по систематическому привлечению денежных средств, полученных ломбардом от физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) данного ломбарда, и их последующему размещению ломбардом от своего имени в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли, на условиях возвратности, срочности, платности, неопределенности круга потенциальных заемщиков (физических лиц) обладает признаками банковской деятельности.
Банки, привлекая денежные средства населения, формируют фонды, обеспечивающие страховые выплаты в установленном размере и порядке при неплатежеспособности кредитной организации, тогда как схема, примененная ломбардом, такой гарантии для населения, денежные средства которого привлекаются по договорам займа, не дает, исключает такое страховое покрытие займодавцу при неплатежеспособности заемщика.
При банкротстве ломбарда физические лица, денежные средства которых он привлек, будут защищены менее, чем вкладчики банков, страхующих в том числе свою ответственность за неисполнение обязательств. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Законом о ломбардах, а вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности не урегулирован, то привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, влечет нарушение закона, в том числе императивного запрета ломбардам заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме перечисленной в пункте 4 статьи 2 Закона о ломбардах, к числу которых займы у населения не отнесены.
Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, должностное лицо, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, содержит указания на нормы права, нарушенные обществом, а также срок, не признанный судом недостаточным для исполнения выявленного нарушения.
Суд признал предписание исполнимым и ясным для понимания.
Выводы суда о законности предписания банка основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А53-28877/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К числу банковских операций Законом N 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.
...
При банкротстве ломбарда физические лица, денежные средства которых он привлек, будут защищены менее, чем вкладчики банков, страхующих в том числе свою ответственность за неисполнение обязательств. Поскольку деятельность по привлечению ломбардом денежных средств от физических лиц под проценты прямо не предусмотрена Законом о ломбардах, а вопрос компенсации потерь населения от такой деятельности не урегулирован, то привлечение ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (членами, участниками) общества, влечет нарушение закона, в том числе императивного запрета ломбардам заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме перечисленной в пункте 4 статьи 2 Закона о ломбардах, к числу которых займы у населения не отнесены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф08-2685/17 по делу N А53-28877/2016