г. Краснодар |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А32-41198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Баландиной М.А. (доверенность от 13.07.2016) и Цыганковой Е.А. (доверенность от 06.09.2016), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "ИПП" (ИНН 2315000897, ОГРН 1022302377514), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "ИПП" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2016 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 (судьи Стрекачев А.Н., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А32-41198/2014, установил следующее.
Открытое акционерное общество "ИПП" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 31.07.2014 N 09-12/484 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 02.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.11.2016, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено выполнение обществом в морском порту Новороссийск работ по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, что исключает право общества на применение ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция не наделена правом самостоятельного обоснования права налогоплательщика на применение ставки 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при явном волеизъявлении общества, выраженном при подаче налоговой декларации по НДС за IV квартал 2012 года, на реализацию права на применение ставки 0% в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы не согласен с выводом судов об осуществлении обществом деятельности вне территории морского порта Новороссийск. В спорный период в границах порта находилось принадлежащее обществу имущество (опоры N 156, 157, 158, 159, 160, 161), что подтверждено доказательствами, представленными в материалы дела N А32-37937/2013. Выводы о зависимости между статусом оператора морского терминала и фактом оказания услуги в морском порту Новороссийск не основаны на нормах права. Суды не учли, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1161-р (в редакции распоряжения от 23.04.2013 N 668-р) территория общества включена в границы морского порта Новороссийск, распоряжением Росморречфлота от 22.09.2014 N АД-359-р "О внесении изменений в сведения о морском порте Новороссийск в Реестре морских портов Российской Федерации" общество включено в Перечень операторов морского терминала, однако и до этого общество осуществляло операции по перевалке, хранению и накоплению нефтепродуктов на территории морского порта Новороссийск, поэтому в IV квартале 2012 года правомерно претендует на ставку 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) не содержит запрет на эксплуатацию владельцем объектов инфраструктуры морского порта принадлежащих ему объектов одновременно с эксплуатацией морского терминала его оператором при совместном осуществлении перевалки грузов. Факт нахождения имущества общества в границах морского порта Новороссийск подтвержден представленным в материалы дела N А32-37937/2013 письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Северо-Кавказского управления от 20.02.2013 N 1299/07-10.2, в котором сообщается, что принадлежащая обществу на праве собственности опора N 161 находится в границах морского порта Новороссийск. Суды не оценили доводы общества об особенностях технологического процесса перевалки нефтепродуктов, о взаимодействии с ОАО "НМТП" на основании Технологического плана по ведению грузовых операций. В налоговой декларации не требуется указание нормы права, в соответствии с которой налогоплательщик применяет ставку 0% по НДС. В налоговой декларации за IV квартал 2012 года общество отразило реализацию услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов на экспорт по коду 1010405 - общему для всех экспортных услуг. Суды не оценили доводы общества о том, что объект налогообложения НДС возникает в момент окончания оказания услуги (когда нефтепродукт находится на борту танкера); общество фактически является владельцем части объектов инфраструктуры морского порта; непрерывность и единство технологического процесса перевалки не допускает рассмотрение отдельных его этапов в привязке к конкретному оборудованию, входящему в состав перевалочного комплекса; операции накопления судовой партии и хранения нельзя рассматривать в отрыве от операций, их продолжающих; положения Технологического плана по ведению грузовых операций, который по сути является соглашением о совместной деятельности при осуществлении операций в порту и содержит описание всех этапов оказываемых обществом услуг, документально подтверждают ранжирование операций перевалки: общество осуществляет перевалку, отвечая за выдачу требуемого количества груза на танкер, а ОАО "НМТП" подключается для обеспечения перевалки и действует исключительно по команде общества, при этом не несет ответственность за груз.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку уточненной декларации общества по НДС за IV квартал 2012 года, по результатам которой составила акт от 20.06.2014 N 09-12/834 и приняла решение от 31.07.2014 N 09-12/484 о начислении 38 983 497 рублей НДС, 4 932 487 рублей 96 копеек пени и 7 114 450 рублей 13 копеек штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 31.10.2014 N 21-12-1007 апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 31.07.2014 N 09-12/484 оставлена без удовлетворения.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Суды установили, что общество расположено по адресу: г. Новороссийск, ул. Магистральная, д. 4 и оказывает услуги по перевалке нефтепродуктов, карбамидно-аммиачной смеси и транспортно-экспедиционного обслуживания на рынке международных перевозок грузов, прибывающих в г. Новороссийск автомобильным и железнодорожным транспортом, на морской транспорт в целях дальнейшего направления из г. Новороссийска на экспорт.
В IV квартале 2012 года общество оказывало услуги по перевалке грузов на экспорт и транспортно-экспедиторское обслуживание экспортных грузов следующим контрагентам: ООО "Росморагент" (договор от 15.11.2011 N 302/11-и), компании "S. TRANS LIMITED" (договор от 01.10.2012 N 304/12-и), компании Lexmer, Ltd (договор от 01.06.2010 N 04/10-БМ). Согласно условиям данных договоров общество осуществляло слив из железнодорожных цистерн нефтепродуктов и прием их на хранение за территорией морского порта Новороссийск.
Впоследствии слив нефтепродуктов осуществлялся на нефтеналивные суда с причалов N 26, 26а, 27 (пристань N 5), арендуемых ОАО "НМТП", являющимся оператором морского терминала, организующим перевалку на арендованных у Российской Федерации причалах и входящим в перечень операторов морских терминалов. Перечень утвержден распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 N АД-226-р "О внесении сведений о морском порте Новороссийск в реестр морских портов Российской Федерации". Общество в данный перечень не входит.
Суды установили, что по договору аренды от 02.08.2002 N 01-10/663 ОАО "НМТП" передано во временное пользование (на 12 лет) федеральное недвижимое имущество, находящееся в морском порту Новороссийск, в том числе, причалы, расположенные на пристани N 5.
ОАО "НМТП" и общество согласовали и утвердили Технологический план РД 2800.029-2010 по ведению грузовых операций на пристани N 5 (причалы N 26, 26А, 27) ОАО "НМТП" (далее - Технологический план). Как предусмотрено Соглашением о разграничении зон ответственности от 27.10.2009 (Приложение А к Технологическому плану) и пунктом 1.6 Технологического плана, в силу специфики хозяйствующих субъектов в единой технологической цепи существует граница разделения ответственности между ОАО "НМТП" и обществом на технологических трубопроводах пристани N 5, принятая в соответствии с балансовой принадлежностью оборудования и проходящая по опоре N 161 на пристани N 5 и по корневым задвижка М5; М6 на бункеровочном причале N 26А.
Согласно пункту 1.4 Технологического плана ОАО "НМТП" и общество совместно осуществляют технологический процесс перевалки нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 14.1.5 Технологического плана ОАО "НМТП" отвечает за технологические операции по наливу (сливу) наливных грузов через терминал, а общество в соответствии с пунктами 14.2.3 и 14.2.4 Технологического плана отвечает за слив с железнодорожных и автомобильных цистерн и накопление наливных грузов.
Деятельность общества по оказанию услуг перевалки осуществляется путем слива из железнодорожных цистерн нефтепродуктов и приема их на хранение за территорией порта, подачей нефтепродуктов по трубопроводу и ограничивается опорой N 161 пристани N 5. Дальнейшие действия по перевалке грузов происходят на территории морского порта Новороссийск и совершаются работниками ОАО "НМТП"; перевалку нефти и нефтепродуктов в зоне морского порта Новороссийск осуществляет ОАО "НМТП", работники которого выполняют подсоединение стендеров или шлангопроводов причалов N 26, 26а и 27 к манифольдам судна.
Общество не оспаривает, что от терминала до борта судна доставка нефтепродуктов осуществляется по грузовым трубопроводам, начинающимся в резервуарном парке общества и оканчивающимся (неразрывно соединяя резервуары и причал) на пристани N 5. Трубопроводы, проходящие от резервуарного парка до опоры N 161, принадлежат обществу на праве собственности, продолжение трубопровода от опоры N 161 до пристани N 5 принадлежит на праве собственности ОАО "НМТП". Непосредственно на территории морского порта Новороссийск расположены принадлежащие обществу эстакада и отрезок трубопровода длиной 29 м. Резервуарный парк общества расположен за территорией морского порта Новороссийск.
Данные обстоятельства суды оценили как исключающие возможность вывода о том, что работы по договорам с ООО "Росморагент" (договор от 15.11.2011 N 302/11-и), компанией "S. TRANS LIMITED" (договор от 01.10.2012 N 304/12-и), компанией Lexmer, Ltd (договор от 01.06.2010 N 04/10-БМ) общество выполняло в морском порту Новороссийск и, соответственно, сделали вывод об отсутствии у общества права на применение ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации ставка 0% НДС применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Данный подпункт не содержит понятие "перевалка", поэтому необходимо руководствоваться по аналогии иными нормами налогового законодательства, регулирующего однородные правоотношения, - абзацем 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации - для целей применения ставки 0% по НДС под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Согласно буквальному содержанию подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) в морских, речных портах. В противном случае законодатель ограничился бы упоминанием перевалки в значении, приведенном в абзаце 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, которое не связывает такие работы как "приведение грузов в транспортабельное состояние" с необходимостью их выполнения в границах порта. Напротив, в подпункте 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, используя приемы законодательной техники, законодатель подчеркнул необходимость выполнения (оказания) всех видов работ (услуг), включаемых в перевалку, на территории морского, речного порта.
Поскольку деятельность общества по оказанию услуг перевалки нефтепродуктов территориально ограничена опорой N 161 пристани N 5, суды правильно указали, что данную деятельность в проверяемом периоде общество осуществляло вне территории морского порта Новороссийск. Тот факт, что 29 м принадлежащего обществу трубопровода расположено на территории морского порта Новороссийск, не свидетельствует о соблюдении условий для получения обществом права на применение ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды обоснованно отклонили довод общества о квалификации оказанных им в рамках договоров с ООО "Росморагент", компанией "S. TRANS LIMITED" и компанией Lexmer, Ltd услуг как транспортно-экспедиторских и, соответственно, подтверждении в этой связи права на применение ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В декларации за IV квартал 2012 года общество заявило ставку 0% по НДС, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении проверки инспекция установила отсутствие оснований для применения ставки 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса и приняла решение, которое общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган, указав на неправильное толкование налоговой инспекцией подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
То обстоятельство, что в налоговой декларации за IV квартал 2012 года общество заявило один код деятельности (1010405), относящийся одновременно и к подпункту 2.1 и подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о том, что полученную обществом от перевалки выручку следует переквалифицировать как выручку от иного вида деятельности - транспортно- экспедиционных услуг, поскольку общество самостоятельно в своем учете не относило спорный оборот к транспортно-экспедиционным услугам, и предъявляло их к оплате покупателям (ООО "Росморагент", компании "S. TRANS LIMITED" и компании Lexmer, Ltd) как услуги по перевалке в морском порту Новороссийск.
Поскольку решением от 31.07.2014 N 09-12/484 инспекция начислила обществу 38 983 497 рублей НДС, 4 932 487 рублей 96 копеек пени и 7 114 450 рублей 13 копеек штрафа, признав незаконным применение ставки 0% по НДС по подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для рассмотрения вопроса о наличии у общества права на применение ставки 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса в рамках настоящего дела, где проверяется законность ненормативного акта налогового органа, содержащего обоснование (в т. ч. правовое) налоговых начислений обществу.
Доводы кассационной жалобы общества направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2016 по делу N А32-41198/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.