г. Краснодар |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А32-36724/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Дерека Ф.И. (доверенность от 10.01.2018), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь"" (ИНН 2333012101, ОГРН 1072333000343) - Стрюковой Е.А. (доверенность от 20.02.2018), от третьего лица - Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (ИНН 2309061852, ОГРН 1032304934474) - Стягуна О.И. (доверенность от 30.10.2017), Кондратюка Д.И. (доверенность от 21.03.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 (судья Цатурян Р.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-36724/2016, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь"" (далее - общество) о взыскании 1 808 795 рублей 20 копеек субсидии (уточненные требования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Краснодарского края (далее - палата).
Решением от 16.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.04.2018, отказано в удовлетворении ходатайств общества о приостановлении производства по делу, о привлечении к участию в деле ЗАО "Кубаньоптпродторг" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о назначении по делу повторной судебной экспертизы. Заявленные требования удовлетворены частично, с общества в пользу министерства взыскана субсидия в размере 1 763 тыс. рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 30 300 рублей 91 копейки.
С министерства в пользу общества взысканы судебные расходы в размере 1 168 рублей 99 копеек. Судебные акты мотивированы отсутствием надлежащих доказательств, подтверждающих несение реальных затрат на создание виноградников в рамках программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований министерства, полагая, что заключение эксперта и выводы контрольно-счетной палаты Краснодарского края противоречат сведениям, отраженным в первичных документах, а также не соответствуют действительности.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и палата просят оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в рамках государственной поддержки хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса получило из федерального бюджета субсидии в 2014 году в размере 5 546 800 рублей на возмещение части затрат на уход за виноградниками, в 2015 году - 4 732 тыс. рублей на возмещение части затрат на установку шпалеры на площади 94,64 га, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 1 892 800 рублей, за счет средств краевого бюджета - 2 839 200 рублей.
Контрольно-счетная палата провела контрольные мероприятия по проверке законности получения и использования в 2014 - 2015 годах субсидий из краевого бюджета хозяйствующими субъектами Калининского района, входящими в группу компаний ОАО "ЮМК", по результатам которых установила несоблюдение обществом условий предоставления субсидий, а именно: проверка объемов и расценок выполненных работ, отраженных в актах, а также проверка представленных первичных документов (нарядов на сдельную работу, учетных листов тракториста-машиниста) показала, что в некоторых актах расценки на выполнение отдельных работ завышены по сравнению со сметной документацией, суммы фактических затрат оказались меньше полученной субсидии, не в полном объеме подтверждены материальные затраты. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.08.2016.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес общества требования от 30.08.2016 N 206.03-1199/16-05 о возврате 1 808 795 рублей субсидий, полученных в 2014 году на возмещение части затрат по уходу за виноградниками и в 2015 году на установку шпалеры.
В письме от 13.09.2016 N 2/559 общество отказалось возвратить спорную сумму субсидии, сославшись на необоснованность выводов, изложенных в акте проверки от 01.08.2016.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции, оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения, участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 N 679 (далее - Порядок N 679), Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", Закона Краснодарского края от 05.08.1998 N 142-КЗ "О виноградарстве и производстве продуктов переработки винограда в Краснодарском крае", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"", пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований министерства в виде взыскания 1 763 тыс. рублей субсидии.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3 Порядка N 679 субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям Краснодарского края в целях возмещения части понесенных ими затрат на закладку и уход за виноградниками. По пункту 5 Порядка N 679 субсидия предоставляется заявителям в целях осуществления закладки, ухода за виноградниками до начала периода их товарного плодоношения, установки шпалеры и рассчитывается от фактических затрат, но не более установленной ставки на 1 гектар (за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, или средств краевого бюджета без учета средств федерального бюджета, а при закладке виноградников столовых сортов, привитыми саженцами, корнесобственными саженцами, по уплотненной схеме посадки, установке шпалеры дополнительно по ставке на 1 гектар - за счет средств краевого бюджета без учета средств федерального бюджета). Возмещению подлежат затраты года, предшествующего текущему финансовому году, и затраты текущего финансового года.
В силу пункта 15 Порядка N 679 уполномоченным органом, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля осуществляется обязательная проверка соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 16 Порядка N 679 установлены основания и порядок возврата субсидии в краевой бюджет: несоблюдения целей и условий предоставления субсидии; установления факта представления ложных сведений в целях получения субсидии; образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году. Возврат субсидии осуществляется в следующем порядке: уполномоченный орган в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет заявителю требование о возврате субсидии в случаях, предусмотренных настоящим пунктом; заявитель производит возврат субсидии в объеме выявленных нарушений в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии; при нарушении заявителем срока возврата субсидии уполномоченный орган в течение 30 календарных дней принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установили суды, основанием для выставления требования в адрес общества о возврате спорной суммы субсидии послужили выводы контрольно-счетной палаты о документальной неподтвержденности понесенных затрат на закладку и уход виноградника в спорном периоде вследствие расхождения объема работ.
Как установили суды, общество не вело раздельный учет по каждому земельному участку площадями 46,35 га, 12,6 га и 35,69 га и субсидированных работ на закладку и уход за виноградниками, а также по списанию средств защиты растений; по участкам площадью 88, 06 га, 94,46 га; выявлено, что в актах выполненных работ отражены объемы выполненных работ и материальные ресурсы в большем размере, чем подтверждается первичными документами.
Суд заслушал пояснения экспертов, проанализировал первичные бухгалтерские документы, составленные в период совершения спорных хозяйственных операций, и пришел к верному выводу об обоснованности и надлежащей полноте экспертного заключения, отсутствии противоречий в выводах эксперта.
Как установили суды, экспертиза проводилась по документам, представленным обществом контрольно-счетной палате для проверки. При этом, как обоснованно указал суд, общество при назначении экспертизы дополнительные документы не представило.
Суд, учитывая изложенное, обоснованно критически оценил представленные по завершении судебной экспертизы документы на предмет их составления в период совершения спорных хозяйственных операций, что соответствует нормам статей 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обоснованно отвергнуты судом в качестве доказательств объема выполненных работ приказы о проведении работ по рыхлению почвы и прополке винограда, об организации работ по поливу винограда, как не подтверждающие фактическое выполнение указанных работ.
Суд мотивированно отклонил доводы общества о назначении повторной экспертизы, исходя из статей 82 и 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды исследовали и оценили доводы общества относительно методики проведения экспертизы и обоснованно данные доводы отклонили. Принимая во внимание, что эксперты и контрольно-счетная палата в силу наличия объективных причин применили различную методику расчета, суды пришли к выводу о том, что в данном случае это не повлияло на фактическую стоимость выполненных работ, рассчитанных исходя из данных документов первичного учета, поскольку она является практически одинаковой.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судебными инстанциями, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу N А32-36724/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.