г. Краснодар |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А32-14387/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" (ИНН 7709359770, ОГРН 1027739602824) - Алексеева Д.А. (доверенность от 27.02.2017), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-14387/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в заключении без проведения торгов договора аренды земельного участка площадью 1535 кв. м с кадастровым номером 23:43:0305056:1012, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. им. Суворова, 2/1 (далее - земельный участок), о понуждении к заключению договора аренды земельного участка в целях эксплуатации сооружения автозаправочной станции площадью 72,9 кв. м (далее - сооружение). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент архитектуры и градостроительства администрации, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации (далее - департамент архитектуры, департамент собственности).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, заявленные требования удовлетворены со следующей мотивировкой. Общество обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в аренду ввиду расположения на нем принадлежащего обществу на праве собственности сооружения. Действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков общего пользования. Земельный участок предназначен для эксплуатации сооружения и не ограничен в обороте.
Администрация обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Генеральным планом муниципального образования город Краснодар земельный участок отнесен к зоне транспортной инфраструктуры (магистральных улиц). На схеме транспорта и улично-дорожной сети генерального плана муниципального образования город Краснодар улица Суворова изображена как общегородская улица регулируемого движения и включена в перечень автомобильных дорог местного значения. Земельный участок расположен в границах красных линий.
Он входит в границы зон планируемого размещения объектов, строительство которых предусмотрено генеральным планом муниципального образования город Краснодар и постановлением администрации от 27.09.2011 N 6993 "Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар". Земельный участок ограничен в обороте, поскольку предназначен для строительства автомобильной дороги (магистральной улицы). Независимо от осуществления резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд его ограничение в обороте обусловлено предусмотренным утвержденными документами территориального планирования (генеральным планом города Краснодара) размещением на нем объектов местного значения.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр" заявило о замене им как процессуальным правопреемником общества в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса. Суду кассационной инстанции представлены доказательства такого правопреемства. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Октан-Юг" (арендатор) заключили договор от 19.10.2009 N 4300015616 аренды земельного участка для эксплуатации сооружения до 05.10.2014 (далее - договор аренды). Пунктом 7.1 договора предусмотрено прекращение его действия по истечении срока аренды. Запись с номером регистрации 23/235/002/2016-7254 о договоре аренды внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) 03.06.2016. По договору от 06.10.2011 N 171 общество с ограниченной ответственностью "Октан-Юг" передало права и обязанности арендатора по договору аренды закрытому акционерному обществу "Газпромнефть-Юг". Запись о договоре перенайма внесена в Единый государственный реестр прав 23.11.2011. Закрытое акционерное общество "Газпромнефть-Юг" реорганизовано в общество 01.12.2011.
На земельном участке расположено сооружение, принадлежащее обществу с 16.02.2012 на праве собственности (выписка из Единого государственного реестра прав от 03.06.2016 N 23/235/002/2016-7253).
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в целях эксплуатации принадлежащего на праве собственности сооружения. Письмом от 26.01.2016 N 1709.26 администрация известила общество о принятом решении об отказе в заключении договора аренды без проведения торгов в связи с расположением на участке объекта местного значения - автомобильной дороги.
Считая отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Без проведения торгов договор аренды заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6). Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20). В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются сведения о заявителе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание его предоставления без проведения торгов, вид испрашиваемого права на земельный участок, цель использования земельного участка (пункт 1 статьи 39.17). Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение (пункт 5 статьи 39.17). Решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов принимается, если такой участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его предоставление на праве аренды не допускается (пункт 6 статьи 39.16) Решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов также принимается в случае, если на таком участке утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предусмотрено размещение объектов федерального, регионального или местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16).
Земельный участок изначально формировался для эксплуатации сооружения с соответствующим разрешенным использованием. Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар земельный участок отнесен к зоне транспортной инфраструктуры (зона магистральных улиц), что подтверждено заключением департамента архитектуры от 05.08.2016 N 29/8432.
На схеме транспорта и улично-дорожной сети генерального плана муниципального образования город Краснодар улица Суворова изображена со статусом общегородской улицы регулируемого движения. Данные обстоятельства не исключают возможность предоставления земельного участка собственнику расположенного на участке сооружения. Данное право имеет исключительный характер, но ограничено возможностью предоставления земельного участка собственнику сооружения только на праве арены, что следует из системного толкования вышеприведенных нормативных положений, а также пунктов 7, 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не содержит запрет на предоставление земельного участка общего пользования в аренду собственнику расположенного на таком участке объекта недвижимости, тогда как отчуждение в частную собственность земель общего пользования не допускается. Судами первой и апелляционной инстанций не установлены иные ограничения, препятствующие предоставлению земельного участка собственнику сооружения в аренду без проведения торгов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 48, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А32-14387/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Центр" удовлетворить. Произвести замену общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Юг" на его процессуального правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Центр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.