г. Краснодар |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А32-21114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474) - Трофимова К.Ю. (доверенность от 14.09.2016), от ответчика - Краснодарского края в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Мойс В.Г. (доверенность от 07.03.2017), от третьего лица - Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570) - Тарасова Л.Е. (доверенность от 10.01.2017), в отсутствие третьего лица - закрытого акционерного общества "ДАН КУБ" (ИНН 23360118616, ОГРН 1062336005016), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Государственного управления ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2016 (судья Решетников Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 (судьи Герасименко А.Н., Емельянов Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-21114/2015, установил следующее.
СПАО "Ингосстрах" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Краснодарскому краю в лице Государственного управления ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) о взыскании в порядке суброгации 12 608 698 рублей 66 копеек ущерба в связи с изъятием и отчуждением животных и продуктов животноводства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Краснодарского края и ЗАО "ДАН КУБ".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2016 иск удовлетворен частично, с Краснодарского края в лице управления за счет средств казны Краснодарского края взыскано 10 570 910 рублей 20 копеек, в остальной части в иске отказано. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 принят отказ общества от части требований в размере 5 030 502 рублей 71 копейка убытков, с Краснодарского края в лице управления за счет средств казны Краснодарского края взыскано 7 578 185 рублей 95 копеек убытков в порядке суброгации.
Суды признали управление обязанным компенсировать убытки, причиненные вследствие отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях ликвидации очага особо опасной болезни животных, право требования возмещения которых перешло истцу в порядке суброгации.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Заявитель считает, что постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.07.2012 N 867 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории свиноводческого предприятия ЗАО "ДАН КУБ" Красноармейского района Краснодарского края" (далее - Постановление N 867) не является основанием для выплаты компенсации за счет средств бюджета Краснодарского края. В материалах дела отсутствует принятое в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) решение высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края об изъятии и выкупе животных у общества.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "ДАН КУБ" (страхователь) и СПАО "Ингосстрах" (страховщик) заключен договор страхования животных от 16.09.2011 N 451-052440/11 (далее - договор страхования), в соответствии с которым объектом страхования являлись свиньи в количестве 517 голов. Страховая сумма по договору - 13 272 313 рублей 55 копеек.
Согласно условиям договора к страховому случаю отнесены, в том числе, гибель (утрата) и (или) вынужденный забой застрахованных животных в результате африканской чумы (приложение N 5 к договору страхования).
В июле 2012 года на ферме страхователя зафиксирован падеж свиней от африканской чумы. В целях ликвидации очага заболевания в Красноармейском районе, предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с африканской чумой свиней (далее - АЧС), и недопущения ее распространения на территории Краснодарского края Постановлением N 867 установлены ограничительные мероприятия (карантин) на свиноводческой товарной ферме общества, расположенной в ст. Марьянская Красноармейского района, которая определена эпизоотическим очагом. Данным постановлением предписано в срок с 31.07.2012 до ликвидации эпизоотического очага уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, сжечь трупы убитых и павших свиней.
31 июля 2012 года заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Москаленко М.И. принял решение о необходимости отчуждения свиней в очаге инфекции на свиноводческом предприятии общества.
На основании принятого решения в период с 02.08.2012 по 07.08.2012 проведен убой принадлежащих обществу свиней бескровным способом, а с 02 по 14 августа 2012 года - сжигание их трупов, что подтверждается соответствующими актами. Всего утилизировано 16 605 голов животных общим весом 776 677 кг, что помимо указанных документов подтверждается также актами об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 06.08.2012 и 07.08.2012, оформленными специальной комиссией.
07 августа 2012 года ЗАО "ДАН КУБ" уведомило страховщика о наступлении события, имеющего признаки страхового случая.
09 августа 2012 года ЗАО "ДАН КУБ" направило в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края требование о возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. В письмах от 24.08.2012 N 206.06-75/12-05 и от 26.07.2013 N 206.06-2426/13-05 Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края уведомило ЗАО "ДАН КУБ" и СПАО "Ингосстрах" о том, что вопрос о выплате ущерба будет решен после вступления в силу постановления, регламентирующего порядок предоставления субсидий на возмещение такого ущерба.
Согласно письму управления от 06.12.2013 N 65.01-6401/13-14 ЗАО "ДАН КУБ" включено в реестр получателей денежной компенсации за отчуждение животных. Выплата компенсации за отчуждение животных будет производиться после утверждения Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период". Однако выплата компенсации в пользу ЗАО "ДАН КУБ" произведена не была.
31 октября 2012 года общество выплатило ЗАО "ДАН КУБ" страховое возмещение по договору страхования животных от 16.09.2011 N 451-052440/11 в размере 12 608 698 рублей 66 копеек.
В силу статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
Поскольку общество как страховая компания оплатило страхователю стоимость изъятых животных, что подтверждается материалами дела, оно обратилось с исковым заявлением к Краснодарскому краю в лице управления о выплате в порядке суброгации убытков, причиненных ЗАО "ДАН КУБ".
В силу статьи 1064 Кодекса вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 242 Кодекса в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством. Статьей 2 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила N 310). Согласно пункту 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил N 310). В утвержденной Правилами N 310 форме акта (приложение N 2 к названным Правилам) предусмотрено, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Таким образом, указание в соответствующем акте компетентного органа на уничтожение животных означает и их отчуждение. Доводы Министерства финансов Краснодарского края об обратном, в том числе о необходимости оформления закупки подлежащих изъятию животных, основаны на неправильном понимании названных нормативных актов.
Изъятие имущества у собственника в порядке статьи 242 Кодекса (реквизиция) производится с выплатой ему стоимости имущества, в том числе и при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (Закон о ветеринарии, Правила N 310 и постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2006 N 992 "О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных").
Таким образом, в рассматриваемом случае ответственность управления за уничтожение животных наступает независимо от вины, а доводы управления и Министерства финансов Краснодарского края об обратном противоречат приведенным нормам материального права.
На основании решения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея Москаленко М.И. от 31.07.2012 "О необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" по актам об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, составленным специальной комиссией по отчуждению свинопоголовья, мясосырья и биологических отходов, у ЗАО "ДАН КУБ" изъяты и уничтожены животные.
Размер подлежащего возмещению ущерба определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены, а в остальных случаях - на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
Суды пришли к правомерному выводу о необходимости определения размера подлежащего возмещению ущерба на основании письма Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.01.2016 N 57-5/16-11, с указанием стоимости о средних ценах на свиней в живом весе по состоянию на дату принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных от 31.07.2012.
С учетом уточнения исковых требований общество заявило требования о возмещении убытков только в отношении застрахованных животных, уничтоженных бескровным способом.
Довод жалобы о том, что принять решение об изъятии имущества может только высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, а такое решение отсутствует, является необоснованным.
Постановлением N 867 утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории свиноводческого предприятия "ДАН КУБ" согласно приложению к данному постановлению. В пункте 1.3 приложения предписано уничтожить бескровным методом всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге; сжечь трупы убитых и павших свиней и другие сопутствующие предметы, используемые в производственном процессе. Срок исполнения - с 31.07.2012 до ликвидации эпизоотического очага. В качестве исполнителей указаны органы местного самоуправления муниципального образования Калининского района (по согласованию), ЗАО "ДАН КУБ" (по согласованию). Материалами дела подтверждено, что решение о создании комиссии об изъятии имущества и выставление ЗАО "ДАН КУБ" требований об уничтожении поголовья скота, а также фактическое изъятие проводилось уполномоченными органами в сфере ветеринарии. С учетом этого суды правомерно удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Довод представителя Министерства финансов Краснодарского края о том, что к рассматриваемым отношениям должны применяться общие нормы об основаниях ответственности (статьи 401 Кодекса) только при наличии вины, а не специальные нормы об ответственности за изъятие и уничтожение животных в порядке предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с африканской чумой свиней, основан на неправильном понимании соотношения общих и специальных норм материального права об основаниях ответственности за вред, приведенных выше. Его довод о том, что названные постановления администрации Краснодарского края не предусматривают изъятие животных у ЗАО "ДАН КУБ", противоречат содержанию этих актов. Довод указанного представителя о том, что возмещение вреда возможно только после принятия решения о выделении соответствующей субсидии, противоречит названным нормам материального права.
Утверждения ответчиков о том, что животные ЗАО "ДАН КУБ" заболели АЧС в результате грубой неосторожности самого хозяйства, не подтверждены доказательствами. В материалах дела отсутствуют выводы специалистов в соответствующей области познания о том, что нарушения, допущенные ЗАО "ДАН КУБ" при содержании животных, являются причиной возникновения очага заболевания. Нормативные акты о возмещении стоимости изъятых животных не ставят выплату возмещения в зависимость от наличия или отсутствия нарушений порядка содержания животных. Сведения о возбуждении уголовного дела по факту действий каких-либо работников (должностных лиц) ЗАО "ДАН КУБ", повлекших возникновение очага опасного заболевания в соответствующем регионе, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А32-21114/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.