г. Краснодар |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А22-1437/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Республиканская управляющая компания" (ИНН 0816027800, ОГРН 1140816005164) - Михайлова Е.С. (доверенность от 28.03.2017), от третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия - Манджиева Э.О. (доверенность от 01.03.2017), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" (ИНН 2632000383, ОГРН 1142651051113) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ИНН 0816027663, ОГРН 1140816004900), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2016 (судья Хазикова В.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А22-1437/2016, установил следующее.
ООО "Коммунальный сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Республиканская управляющая компания" (далее - компания) и ООО "Лидер" о запрете осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Элисте.
Решением от 08.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.12.2016, в иске отказано. Суды исходили из того, что общество избрало ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов основаны на неверном толковании норм права. Выбор иной управляющей компании не является основанием для расторжения договора управления с прежней управляющей компанией. Собственники помещений не меняли способ управления многоквартирными домами, не принимали решений о расторжении заключенных с обществом договоров управления либо об одностороннем отказе от их исполнения. Следовательно, вывод судов об отказе собственников помещений от исполнения договоров с обществом не основан на нормах права и материалах дела. Ввиду несоблюдения порядка расторжения договоров с обществом вопрос о законности либо незаконности протоколов общих собраний собственников помещений об избрании новых управляющих компаний не имеет значения. Заключение договора управления до расторжения предыдущего договора противоречит требованиям части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на жалобу компания просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители компании и третьего лица поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей компании и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что в 2014 и 2015 годах решениями общих собраний собственников помещений общество избрано управляющей компаний в отношении многоквартирных домов N 15, 20, 23 и N 33 в 1 микрорайоне, N 19 и N 40 (корпус 1) во 2 микрорайоне, N 20 и N 48 в 4 микрорайоне, N 22 в 6 микрорайоне, N 23 по ул. Чкалова, N 35 по ул. Горького, N 28а по ул. 8 марта, N 12 по ул. Гагарина, N 13 по ул. Городовикова, N 11 в микрорайоне Молодежный. Общество заключило с собственниками помещений договоры на управление многоквартирными домами сроком на 5 лет.
Сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляло общество, были включены в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - реестр).
В мае и июне 2015 года собственники помещений в названных многоквартирных домах приняли решение избрать управляющими компаниями компанию (в отношении домов N 15, 20, 23 и N 33 в 1 микрорайоне, N 19 и N 40 (корпус 1) во 2 микрорайоне, N 20 и N 48 в 4 микрорайоне, N 22 в 6 микрорайоне, N 23 по ул. Чкалова, N 35 по ул. Горького, N 28а по ул. 8 марта, N 12 по ул. Гагарина, N 13 по ул. Городовикова) и ООО "Лидер" (в отношении дома N 11 в микрорайоне Молодежный). Собственники помещений заключили договоры управления с компанией и ООО "Лидер" сроком на год.
Собственники помещений в многоквартирных домах N 23 и N 33 в 1 микрорайоне, N 40 (корпус 1) во 2 микрорайоне, N 48 в 4 микрорайоне, N 22 в 6 микрорайоне, N 12 по ул. Гагарина и N 11 в микрорайоне Молодежный приняли решения о расторжении договоров управления с обществом. Протоколы общих собраний собственников помещений в остальных домах таких решений не содержат.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - министерство) внесло изменения в реестр, исключив сведения о названных домах, управление которыми осуществляло общество, и включило сведения об управлении этими домами компанией и ООО "Лидер".
Постановлением Шестнадцатого арбитражного суда от 05.04.2016 по делу N А22-2514/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.08.2016, действия министерства по внесению изменений в реестр признаны незаконными, на министерство возложена обязанность восстановить в реестре сведения об управлении названными домами обществом.
Общество, полагая, что действия компании и ООО "Лидер" по управлению спорными многоквартирными домами являются незаконными, обратилось с иском в суд.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной, предусмотренный законом.
Возможность расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрена статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Исходя из системного толкования положений действующего законодательства часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет собственникам помещений многоквартирного дома в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия решения о выборе иной управляющей организации или изменения способа управления данным домом.
Установив, что собственники помещений в названных многоквартирных домах избрали в качестве управляющих компаний компанию и ООО "Лидер", суды пришли к выводу о прекращении обязательств общества по управлению этими домами. При этом суды учли, что решения общих собраний собственников помещений в установленном порядке не были оспорены. Оценив указанные обстоятельства, суды обоснованно указали, что выбранный обществом способ защиты не приведет к восстановлению прав общества в отношении спорных домов, поэтому правомерно отказали в удовлетворении иска.
Ссылка общества на обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А22-2514/2015, несостоятельна.
Статья 198 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицо, имеющее на то лицензию.
Основанием для признания незаконными действий министерства по внесению изменений в реестр и возложения на него обязанности восстановить в реестре сведения об обществе явились допущенные министерством нарушения. Внесение в реестр записи об управляющей компании является производным от реализованного собственниками помещений права на выбор управляющей компании. Сами по себе такие сведения не создают и не прекращают правоотношений по управлению многоквартирным жилым домом.
Отсутствие в протоколах общих собраний собственников помещений сведений о расторжении договоров с обществом не свидетельствует о недействительности решений об избрании компании в качестве управляющей организации.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А22-1437/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.