Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 14 июня 2023 года информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова о ходе реализации национального проекта "Демография" и новой модели социальной поддержки граждан, в том числе семей с детьми, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Национальный проект "Демография" (далее также - национальный проект) является программой основных действий, направленных на реализацию задач в социальной сфере, в том числе на повышение уровня жизни населения и усиление мер государственной поддержки семей, имеющих детей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В соответствии с паспортом национального проекта на период до 2024 года определены конкретные мероприятия, задачи и ожидаемые результаты, а также показатели финансового обеспечения национального проекта.
По данным, представленным Счетной палатой Российской Федерации, плановые значения основных показателей национального проекта по достижению национальных целей по итогам 2022 года выполнены либо перевыполнены, кассовое исполнение бюджетных назначений в целом по национальному проекту за 2022 год составило 99,6 процента от показателя сводной бюджетной росписи, по отдельным структурным элементам национального проекта - от 95 до 100 процентов.
В то же время, как следует из результатов проведения контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, имеются существенные недостатки в планировании показателей национального проекта. Ежегодно плановые показатели национального проекта по достижению национальных целей существенно корректируются по отношению к результатам за предыдущий год, как правило в сторону уменьшения от установленных ранее значений.
Несмотря на принимаемые меры, в том числе предусмотренные национальным проектом, демографическая ситуация в Российской Федерации не улучшается. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, начиная с 2015 года число родившихся в целом по Российской Федерации в соответствующем году по отношению к предыдущему году снижается высокими темпами (в 2022 году число родившихся уменьшилось по сравнению с 2021 годом на 7 процентов, по сравнению с 2014 годом - на 32,7 процента), естественный прирост (убыль) населения также имеет отрицательную динамику (в 2022 году число умерших превысило число родившихся на 599,6 тысячи человек, в 2021 году - на 1402,7 тысячи человек).
Доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе, средней заработной платы врачей, педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе в некоторых субъектах Российской Федерации выполняется не в полной мере. Кроме того, даже при достижении установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" соотношений полученный результат не может быть объективным, так как не исключены риски его искажения в связи с отсутствием обязательного нормативного требования - при определении средней заработной платы работников бюджетных учреждений не учитывать заработную плату руководителей этих учреждений и их заместителей, осуществляющих педагогическую или лечебную деятельность.
По-прежнему остается высоким уровень неформальной (теневой) занятости, что негативно отражается не только на состоянии экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, но и на социальном настроении граждан. Необходимы системные, комплексные решения данной проблемы.
Требуется также совершенствование законодательства Российской Федерации в части установления государственного контроля за реализацией коллективных договоров и соглашений в сфере труда, в частности отраслевых (межотраслевых) соглашений, устанавливающих общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), которые заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
С учетом изложенного Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова о ходе реализации национального проекта "Демография" и новой модели социальной поддержки граждан, в том числе семей с детьми.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить подготовку нормативной правовой базы в части совершенствования системы оплаты труда, а также внедрение новых отраслевых систем оплаты труда, прежде всего для работников медицинских, научных и образовательных организаций;
2) в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников бюджетных учреждений рассмотреть вопрос об усовершенствовании методики расчета средней заработной платы (среднего заработка) с учетом ее дифференциации по категориям работников, в том числе выделив в отдельную категорию руководителей организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителей и главных бухгалтеров, а также заключивших трудовой договор с одной из данных организаций членов коллегиальных исполнительных органов организаций;
3) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер по содействию занятости молодежи при поиске работы, трудоустройстве и адаптации на рабочем месте, в том числе в рамках программ по повышению мобильности трудовых ресурсов;
4) ввести лицензирование деятельности в сфере социального обслуживания в стационарной форме;
5) обеспечить необходимую корректировку методики распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан;
6) при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на обеспечение жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", так как проблема обеспечения жильем указанных категорий граждан по-прежнему остается острой;
7) разработать комплекс дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости и поддержку семей, имеющих детей;
8) поручить Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности приобретения жилья семьями, имеющими детей, по льготной ипотеке (по ставке 6 процентов годовых на весь срок кредита (займа) на вторичном рынке;
9) поручить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос об увеличении производства радиопередач, телевизионных передач и социально значимой рекламы, прежде всего касающихся духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, пропаганды традиционных семейных ценностей, и обеспечить размещение указанных радиопередач, телевизионных передач и социально значимой рекламы в федеральных средствах массовой информации;
10) завершить разработку и ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов".
3. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) обеспечить постоянный мониторинг выполнения работодателями обязанности по своевременной выплате работникам заработной платы и иных сумм, причитающихся работникам (в результате прокурорского реагирования в 2022 году было выплачено более 17 миллиардов рублей задержанных выплат);
2) ежегодно представлять в Государственную Думу информацию об итогах реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
3) рассмотреть вопрос о возможности предоставления права владельцам сертификатов на материнский (семейный) капитал, у которых после использования средств материнского (семейного) капитала сохраняются на соответствующем счете остатки в размере до 25 тысяч рублей, на получение единовременной выплаты в размере таких остатков средств материнского (семейного) капитала с последующим закрытием данного счета;
4) совместно с Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рабочей группы по подготовке проекта федерального закона N 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" к рассмотрению во втором чтении продолжить работу по совершенствованию положений, нацеленных на снижение уровня неформальной (теневой) занятости, законодательное урегулирование вопросов противодействия неформальной (теневой) занятости и уточнение соответствующей терминологии;
5) ускорить подготовку нормативных правовых актов, содержащих определение статуса многодетной семьи и устанавливающих меры государственной поддержки таких семей.
4. Предложить Счетной палате Российской Федерации в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оценить эффективность реализации национального проекта "Демография", а также дать рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки граждан, в том числе семей, имеющих детей, и предложения по принятию мер, направленных на повышение рождаемости.
5. Заместителю Председателя Государственной Думы А.Ю. Кузнецовой совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2023 года.
7. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации.
8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
29 июня 2023 г.
N 4306-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 июня 2023 г. N 4306-8 ГД "Об информации Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякова о ходе реализации национального проекта "Демография" и новой модели социальной поддержки граждан, в том числе семей с детьми"
Вступает в силу с 29 июня 2023 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 3 июля 2023 г. N 27 ст. 4966