г. Краснодар |
|
27 апреля 2017 г. |
Дело N А32-28052/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Прогресс"" (ИНН 2314005324, ОГРН 1022302348562) - Боглаевой З.И. (доверенность от 21.04.2017), Виногаровой Е.Н. (доверенность от 30.05.2016), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Мироненко Д.В. (доверенность от 17.10.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Прогресс"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2016 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-28052/2016, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Прогресс"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании недействительным предписания от 28.04.2016 N 17-118-05-ЭП-2 (далее - предписание).
Решением от 22.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2016, в удовлетворении требований отказано. Суды сочли предписание обоснованным. Двенадцать лиц из тринадцати, фактически допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению заявителя, поскольку он не осуществляет виды деятельности, указанные в статье 15 Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), то возложение на него обязанности по подтверждению квалификации лиц, допущенных к обращению с отходами, является незаконным.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить.
Как видно из материалов дела, управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства в период с 05.04.2016 по 28.04.2016 на основании распоряжения руководителя управления от 28.03.2016 N 01-04-19/83 (с учетом приказа от 04.04.2016 N 01.04/259 "О внесении изменений в распоряжение от 28.03.2016 N 01-04-19/83).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.04.2016 N 17-118-05-ЭП, в котором указано, что в ходе осмотра отделения N 2 выявлены факты нарушения требований законодательства при осуществлении временного накопления отходов производства и потребления: на площадках предприятия допускается размещение (временное хранение) отходов производства и потребления (таких как отработанные автомобильные масляные фильтры, отработанные автомобильные покрышки, тара из-под масел) непосредственно на почве.
В соответствии с представленным к проверке приказом б/н "О назначении ответственных лиц" в области обращения с отходами производства и потребления, ответственными лицами являются руководители площадок и структурных подразделений общества - Башманов В.Ф., Герасименко С.И., Скрипов Ю.Н., Дедов В.И., Рябов С.Н. и другие, всего по приказу 13 человек. При этом к проверке представлено лишь два свидетельства о подготовке на право обращения с опасными отходами производства и потребления - на имя руководителя предприятия и эколога общества. В нарушение требований законодательства 12 лиц, фактически допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
По результатам проверки обществу государственным инспектором управления выдано предписание на основании статьи 15 Закона об отходах, которым обществу предписано до 30.05.2016 представить удостоверения (свидетельства) о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Считая незаконным предписание, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению о признании недействительным предписания последнего.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Судебные инстанции сочли, что материалами дела не подтверждено наличие указанных условий недействительности предписания и при принятии судебных актов руководствовались следующим.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Закона об отходах).
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
На основании пункта 1 статьи 15 Закона об отходах лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Суды сочли, что в нарушение приведенных требований законодательства 12 лиц, фактически допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Образование отходов подтверждено нормативами образования отходов, материалами дела и не оспаривается обществом.
Также суды указали, что в течение периода накопления отходов лица, допущенные к обращению с отходами, осуществляют предварительную сортировку и разборку отходов, в целях их дальнейшей передачи специализированным организациям для утилизации и размещения.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что лица, допущенные к обращению с отходами, осуществляющие их обработку в силу статьи 15 Закона об отходах, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности и основания для удовлетворения заявления о признании предписания незаконным отсутствуют.
Вместе с тем суды не учли следующее.
В предписании обществу предложено представить удостоверения (свидетельства) о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности, на право работы с отходами I - IV класса опасности. Данная формулировка предписания соответствовала статье 15 Закона об отходах в редакции, действовавшей до спорного периода проверки. Так, согласно пункту 1 статьи 15 названного Закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Вместе с тем в период проверки общества 18.04.2016 статья 15 Закона действовала в иной редакции, в которой сужены виды деятельности, требующие наличие указанной подготовки: соответствующую подготовку и свидетельства должны иметь лица, которые допущены не к обращению с отходами, а к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу статьи 1 Закона об отходах сбор отходов - это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Анализ указанных понятий свидетельствует о том, что общество не осуществляет такие виды деятельности в отношении отходов, как сбор, транспортирование, утилизация, обезвреживание, размещение, а требует исследования возможность наличия в его деятельности только одного вида, названного в статье 15 Закона - обработка отходов. Исходя из приведенных выше понятий обработки и утилизации, обработка отходов предполагает предварительную подготовку отходов к дальнейшему использованию в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе обработку в виде сортировки, разборки, очистки.
Суды надлежащим образом не проанализировали виды деятельности общества с отходами и не мотивировали, какую деятельность можно отнести в сортировке, разборке, очистке. Из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение общества (т. 1, л. д. 44 - 47) видно, что проектом не предусмотрена разборка и очистка отходов, то есть предметом исследования остается вопрос о том, осуществляется ли обществом сортировка отходов.
Согласно проекту предусмотрено складирование отходов для дальнейшего использования (т. е. для передачи на утилизацию) в отношении тормозных колодок отработанных, обрезков резины, лома черных металлов несортированного. При этом предусмотрено складирование их навалом на бетонированных площадках и без тары. Суды не привели мотивов, нормативов и ГОСТов, позволяющих подобное складирование навалом квалифицировать как сортировку, в том числе в отношении складирования лома черных металлов несортированного.
Общество в судах обеих инстанций приводило доводы о том, что не осуществляет виды деятельности с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах, однако суды в нарушение требований статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации их не оценили, касающиеся этого вопроса обстоятельства не исследовали.
Без исследования указанных обстоятельств выводы судов о нарушении обществом пункта 1 статьи 15 Закона об отходах и законности оспариваемого предписания не могут быть признаны обоснованными и соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу N А32-28052/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.