г. Краснодар |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А32-14806/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "На Черкасской" (ИНН 2311090787, ОГРН 1062311047138) - Андреева Ю.И. (доверенность от 18.04.2016), от заинтересованного лица - Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556) - Аврамиди Г.Ф. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "На Черкасской" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (судьи Илюшин Р.Р. Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-14806/2016, установил следующее.
ООО "Гостиница "На Черкасской" (далее - общество, гостиница) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 26.04.2016 N 683671/562, 683672/563, 683673/564, 683674/565, 683675/566, 683695/567, 683694/568, 683693/569, 683692/570, 683691/571, 683690/572, 683689/573, 683688/574, 683687/575, 683686/576, 683685/577, 683684/578, 683683/579, 683682/580, 683681/581, 683680/582, 683679/583, 683678/584, 683677/585, 683676/586 (далее - оспариваемые постановления) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 350 тыс. рублей штрафа по каждому из постановлений.
Суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (в связи с ликвидацией) его правопреемником - ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Решением от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2016, суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества составов вмененных ему административных правонарушений, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности и оснований для признания совершенных обществом административных правонарушений в качестве малозначительных и применения статьи 2.9 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права. Общество указывает, что административным органом не доказано событие административного правонарушения. Осуществляя свою основную уставную деятельность, гостиница исполнила в полном объеме все обязанности принимающей стороны для граждан Украины. Административный орган и суды не установили, какие конкретные сведения, содержащиеся в уведомлениях о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства, в место пребывания, представленных гостиницей в управление являются заведомо ложными и какие меры должно было принять общество, кроме уведомления управления о пребывании в гостинице 25 граждан Украины, по соблюдению миграционного законодательства. Общество не нарушало положения пунктов 23 - 25 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Правила N 9), вело деятельность с соблюдением миграционного законодательства. Все 25 иностранных граждан фактически проживали по адресу, указанному в уведомлениях о прибытии (г. Краснодар, ул. Черкасская, 26), где общество зарегистрировано и фактически осуществляло свою деятельность. В результате неправильного применения норм права, суды сделали взаимоисключающий и необоснованный вывод о том, что общество не является принимающей стороной для иностранных граждан, однако подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса, как принимающая сторона.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ МВД России по Краснодарскому краю просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05 марта 2016 года сотрудники МВД России по г. Краснодару совместно с сотрудниками УФСБ России по Краснодарскому краю в рамках операции "Анаконда", провели проверку места пребывания иностранных граждан по адресу г. Краснодар, ул. Черкасская, 26 (ООО "Гостиница "На Черкасской"). В ходе проведения указанных мероприятий в данной гостинице зафиксировано проживание иностранных граждан.
Иностранные граждане при проверке документов предъявили отрывные части бланков уведомлений о постановке на миграционный учет по адресу г. Краснодар, ул. Черкасская, 26, где принимающей стороной указано общество.
В ходе проведенного административного расследования у гостиницы истребованы сведения и документы, согласно которым общество в соответствии с договором аренды от 10.07.2006, заключенным с ООО "Гостиничный туристический комплекс "На Черкасской" (далее - ООО ГТК "На Черкасской"), осуществляло хозяйственную деятельность в гостиничном комплексе "На Черкасской", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26.
В рамках проводимого административного расследования управление установило, что в период с 07.08.2014 по 02.03.2016 помещения гостиничного комплекса "На Черкасской" по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26 продолжало занимать ООО "Гостиница "На Черкасской" и размещать иностранных граждан на 12-м этаже гостиничного комплекса "На Черкасской", о чем в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Прикубанском округе г. Краснодара направляло уведомления о постановке иностранных граждан на миграционный учет по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26. Уведомления в УФМС России по Краснодарскому краю в Прикубанском округе г. Краснодара от общества (на основании приказа от 11.01.2016 N 1/1-П), как указано в уведомлениях, представлял сотрудник общества - Жуков Дмитрий Валентинович.
Полагая, что общество нарушило положения пунктов 23 - 24 Правил N 9, что выразилось в предоставлении 24.09.2015 управлению заведомо ложных сведений о принимающей стороне при подаче уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26, административный орган составил протоколы об административных правонарушениях и оспариваемыми обществом постановлениями привлек гостиницу к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 Кодекса в виде 350 тыс. рублей штрафа по каждому из постановлений.
Полагая, что вынесенные административным органом постановления являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды сделали вывод о наличии в действиях общества составов вмененных ему административных правонарушений, указав, что общество нарушило положения пунктов 23, 24 Правил N 9, что выразилось в предоставлении 24.09.2015 в управление заведомо ложных сведений о принимающей стороне при подаче уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26.
Данный вывод судов является преждевременным.
Организация миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства по осуществлению миграционного учета регламентирована Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), Правилами N 9.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 Закона N 109-ФЗ.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом N 109-ФЗ.
Из системного толкования приведенных норм следует, что принимающей стороной является физическое лицо или организация, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) и на которых в силу положений Правил N 9 и Закона N 109-ФЗ возложены соответствующие обязанности, в том числе по уведомлению территориальных органов уполномоченных в сфере миграции о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Частью 2 статьи 19.27 Кодекса установлена административная ответственность за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 350 тыс. до 800 тыс. рублей.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и осуществляется в том числе, в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
В соответствии со статьей 7 Закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (часть 2); временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (часть 3). Статьей 8 Закона N 109-ФЗ предусмотрены основания для постановки на миграционный учет и основания для снятия с учета.
В соответствии с пунктами 23 и 24 Правил N 9, если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии указываются, в частности, следующие сведения: наименование организации; фактический адрес организации; идентификационный налоговый номер организации; адрес места пребывания иностранного гражданина.
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной является нарушением иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 Кодекса.
Как видно из материалов дела, административный орган провел проверку места пребывания иностранных граждан по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26 (ООО "Гостиница "На Черкасской") и, установив, что в указанной гостинице проживают иностранные граждане: Илюхина Н.В., 11.09.1988 года рождения, Украина; Проценко Инна Георгиевна, 11.08.1982 года рождения, Украина; Карутина Н.С., 28.01.1954 года рождения, Украина; Мельник В.К., 22.03.1949 года рождения, Украина; Нечитайло О.А., 06.10.1976 года рождения, Украина; Данилов А.А., 07.02.1978 года рождения, Украина; Данилов С.А., 07.02. 1998 год рождения, Украина; Данилова Н.В., 03.10.1973 года рождения, Украина; Якитова А.В., 04.08.1985 года рождения, Украина; Якитова С.В., 04.03.2008 года рождения, Украина; Сартаков А.В., 15.07.1994 года рождения, Украина; Сартакова М.Р., 07.04.2014 года рождения, Украина; Мельникова Н.П., 27.04.1984 года рождения, Украина; Мельникова В.Н., 13.07.2010 года рождения, Украина; Мельников Н.А., 20.08.1968 года рождения, Украина; Прокопов А.Ю., 27.06.1986 года рождения, Украина, сделал вывод "о наличии оснований полагать, что общество предоставило ложные сведения при осуществлении миграционного учета вышеуказанных иностранных граждан, в связи с чем в действиях общества усматриваются признаки состава административного правонарушения по части 2 статьи 19.27 Кодекса".
Определением от 17.03.2016 управление возбудило в отношении ООО "Гостиница "На Черкасской" дело об административном правонарушении по части 2 статьи 19.27 Кодекса, а также запросило у общества документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
18 апреля 2016 года управление составило в отношении общества протоколы об административных правонарушениях, а 26.04 2016 вынесло постановления от 26.04.2016 N 683671/562, 683672/563, 683673/564, 683674/565, 683675/566, 683695/567, 683694/568, 683693/569, 683692/570, 683691/571, 683690/572, 683689/573, 683688/574, 683687/575, 683686/576, 683685/577, 683684/578, 683683/579, 683682/580, 683681/581, 683680/582, 683679/583, 683678/584, 683677/585, 683676/586 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса.
В мотивировочной части названных постановлений управление указало, что "имеются основания полагать, что нарушение миграционного законодательства Российской Федерации допущено юридическим лицом ООО "Гостиница "На Черкасской", ИНН 2311090787, и выразилось в предоставлении в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Прикубанском округе г. Краснодара заведомо ложных сведений о принимающей стороне при подаче уведомлений о прибытии вышеуказанных граждан Украины в место пребывания по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26".
Судебные инстанции установили, что юридическим и фактическим адресом общества (ИНН 2311090787, ОГРН 1062311047138) является г. Краснодар, ул. Черкасская, 26; в отрывных частях бланков уведомлений о прибытии граждан Украины в качестве места пребывания указан тот же адрес; в период с 07.08.2014 по 02.03.2016 общество размещало иностранных граждан на 12 этаже гостиничного комплекса "На Черкасской", о чем направляло уведомления в ОУФМС России по Краснодарскому краю. Вместе с тем, указав, что с 07.08.2014 прекращено право аренды ООО "Гостиница "На Черкасской" на недвижимое имущество по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26, судебные инстанции сделали вывод об отсутствии у общества статуса принимающей стороны, поскольку в качестве места пребывания иностранных граждан указан адрес гостиницы, по которому с 07.08.2014 общество незаконно занимает помещения.
Таким образом, судебные инстанции сделали выводы о том, что общество не является принимающей стороной, но при этом подлежит административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса. Указанные выводы являются взаимоисключающими, поскольку субъектом административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса является принимающая сторона, однако суды не признали общество принимающей стороной.
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Из оспариваемых постановлений административного органа следует, что нарушение миграционного законодательства выразилось в предоставлении обществом ОУФМС России по Краснодарскому краю заведомо ложных сведений о принимающей стороне при выдаче уведомлений о прибытии граждан Украины в место пребывания по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26.
В судебном заседании представитель общества пояснил и подтвердил представитель управления, что на момент проверки общество осуществляло деятельность по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 26; вышеуказанные иностранные граждане пребывали (проживали) по указанному адресу.
Сделав вывод об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 Кодекса, суды не указали что конкретно, в данном случае, относится к ложным сведениям, представленным обществом административному органу, ответственность за представление которых предусмотрена названной нормой Кодекса.
Следовательно, судебные акты являются недостаточно обоснованными, поскольку суды не выяснили фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного судебного акта.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения и принять решение применительно к установленным по делу обстоятельствам при полном, всестороннем исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А32-14806/2016 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.