В соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую примерную дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации А.А. Морозова.
Врио Министра |
A.M. Федоров |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2023 г.
Регистрационный N 74106
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минспорта России
от 22 мая 2023 г. N 341
Примерная дополнительная образовательная программа спортивной
подготовки по виду спорта "лыжные гонки"
УТВЕРЖДАЮ
_______________________________________________
наименование должности руководителя
организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки
______________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
____________ 20__ г.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта "______________________________________"
(указывается наименование вида спорта)
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта "_______________________________________" (далее - Программа)
(указывается наименование вида спорта)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
подготовке ________________________________________ с учетом совокупности
(указывается наименование спортивной дисциплины)
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки",
утвержденным приказом Минспорта России от 17.09.2022 N 733(1)
(далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на
основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-
тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки ______________________________.
(указываются иные цели Программы)
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
________________________________________________________________________.
(указываются с учетом приложения N 1 к ФССП)
4. Объем Программы ________________________________________________.
(указывается с учетом приложения N 2 к ФССП)
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия ______________________________________;
(указываются применяемые виды (формы)
учебно-тренировочных занятий
(групповые, индивидуальные,
смешанные и иные)
учебно-тренировочные мероприятия __________________________________;
(указываются с учетом приложения N 3 к ФССП)
спортивные соревнования ___________________________________________;
(указываются с учетом главы III ФССП и приложения N 4 к ФССП)
________________________________________________________________________.
(указываются иные виды (формы) обучения)
6. Годовой учебно-тренировочный план _______________________________
(указывается с учетом пункта 15
ФССП, приложений N 2 и N 5 к ФССП)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной
дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду
спорта "лыжные гонки" (далее - Примерная программа).
7. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец
приведен в приложении N 2 к Примерной программе).
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к
Примерной программе).
9. Планы инструкторской и судейской практики ______________________.
(указываются по этапам
спортивной подготовки)
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств ______________________________________________.
(указываются по этапам и годам спортивной подготовки)
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта "лыжные гонки";
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях начиная со
второго года;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап
спортивной специализации).
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "лыжные
гонки" и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных
занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"лыжные гонки";
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом и
втором году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации начиная с
третьего года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта "лыжные
гонки";
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного
разряда "кандидат в мастера спорта", не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях, в том
числе в межрегиональных спортивных соревнованиях;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
мастерства.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической
подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях, в том
числе во всероссийских спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания
"мастер спорта России" не реже одного раза в три года, или выполнить
нормы и требования, необходимые для присвоения спортивного звания "мастер
спорта России международного класса";
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками
(далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в
спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня
спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки _____________________________________________
(указываются комплексы контрольных упражнений
с учетом приложений NN 6-9 к ФССП и тесты)
и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам
спортивной подготовки __________________________________________________.
(указывается с учетом приложений NN 7-9 к ФССП)
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки ____________________________________________.
(указывается описание учебно-тренировочного
процесса по этапам спортивной подготовки)
15. Учебно-тематический план _______________________________________
(указывается по этапам спортивной
подготовки и включает темы по
теоретической подготовке)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной программе).
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "_______________" относятся ____________________.
(указывается наименование (указываются с учетом
вида спорта, спортивной главы V ФССП)
дисциплины)
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
________________________________________________________________________.
(указываются материально-техническая база и (или) объекты
инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная
экипировка с учетом пункта 14 и приложений NN 10-11 к ФССП для
реализуемых этапов спортивной подготовки)
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками ____________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации ____________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
________________________________________________________________________.
(указываются применяемые комплексы информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также перечень
информационно-методического обеспечения)
------------------------------
(1) Зарегистрирован Минюстом России 18.10.2022, регистрационный N 70585.
------------------------------
Приложение N 1
к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной
подготовки по виду спорта "лыжные
гонки", утвержденной приказом
Минспорта России
от 22 мая 2023 г. N 341
(рекомендуемый образец)
Годовой учебно-тренировочный план
Приложение N 2
к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной
подготовки по виду спорта "лыжные
гонки", утвержденной приказом
Минспорта России
от 22 мая 2023 г. N 341
(рекомендуемый образец)
Календарный план воспитательной работы
Приложение N 3
к примерной дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду спорта
"лыжные гонки", утвержденной приказом
Минспорта России
от 22 мая 2023 г. N 341
(рекомендуемый образец)
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной подготовки |
Содержание мероприятия и его форма |
Сроки проведения |
Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки |
... |
... |
... |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
... |
... |
... |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства |
... |
... |
... |
Приложение N 4
к примерной дополнительной образовательной
программе спортивной подготовки по виду спорта
"лыжные гонки", утвержденной приказом
Минспорта России
от 22 мая 2023 г. N 341
(рекомендуемый образец)
Учебно-тематический план
Этап спортивной подготовки |
Темы по теоретической подготовке |
Сроки проведения |
Краткое содержание |
Этап начальной подготовки |
История возникновения вида спорта и его развитие |
сентябрь |
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр. |
Физическая культура как важное средство физического развития и укрепления здоровья человека |
октябрь |
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
|
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом |
ноябрь |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на объектах спорта. |
|
Закаливание организма |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культурой и спортом. |
|
Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом |
январь |
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме. |
|
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта |
май |
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
|
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта |
июнь |
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта. |
|
Режим дня и питание обучающихся |
август |
Расписание учебно-тренировочного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта |
ноябрь-май |
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря. |
|
... |
... |
... |
|
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств |
сентябрь |
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт как явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах. |
История возникновения олимпийского движения |
октябрь |
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный олимпийский комитет. |
|
Режим дня и питание обучающихся |
ноябрь |
Расписание учебно-тренировочного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
|
Физиологические основы физической культуры |
декабрь |
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
январь |
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и уровень спортивных соревнований. |
|
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта |
май |
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. |
|
Психологическая подготовка |
сентябрь-апрель |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. |
|
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта |
декабрь-май |
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
|
Правила вида спорта |
декабрь-май |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
|
|
... |
... |
... |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта |
сентябрь |
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе по виду спорта. |
Профилактика травматизма. Перетренированность (недотренированность) |
октябрь |
Понятие травматизма. Синдром "перетренированности". Принципы спортивной подготовки. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и уровень спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. |
|
Психологическая подготовка |
декабрь |
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
январь |
Современные тенденции совершенствования системы учебно-тренировочного процесса. Спортивные результаты как специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Основные направления учебно-тренировочного процесса. Система спортивных соревнований. |
|
Спортивные соревнования, как важнейший системообразующий и интегрирующий компонент системы спортивной подготовки |
февраль-май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в течение переходного периода спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств. |
|
... |
... |
... |
|
Этап высшего спортивного мастерства |
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности |
сентябрь |
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
Социальные функции спорта |
октябрь |
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. |
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и уровень спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. |
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
декабрь |
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты как специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|
Спортивные соревнования, как важнейший системообразующий и интегрирующий компонент системы спортивной подготовки |
май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности. |
|
Восстановительные средства и мероприятия |
в течение переходного периода спортивной подготовки |
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебно-тренировочных мероприятий. |
|
... |
... |
... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минспорт утвердил примерную дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки".
Приказ Министерства спорта РФ от 22 мая 2023 г. N 341 "Об утверждении примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта "лыжные гонки"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2023 г.
Регистрационный N 74106
Вступает в силу с 14 июля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 3 июля 2023 г. N 0001202307030003