г. Краснодар |
|
05 апреля 2017 г. |
Дело N А61-4154/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошляковой Г.С., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Аланияэлектросеть" (ИНН 1513050016, ОГРН 1141513004093) - Бекузарова З.Х. (доверенность от 19.12.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АСЭН-Энерго" (ИНН 1515914141, ОГРН 1081515000027) - Дударова Т.И. (директор) и Молдована Ю.Ю. (доверенность от 20.03.2017), в отсутствие третьего лица - Региональной службы по тарифам Северная Осетия - Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания кассационную жалобу акционерного общества "Аланияэлектросеть" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.06.2016 (судья Баскаева Т.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А61-4154/2015, установил следующее.
АО "Аланияэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "АСЭН-Энерго" (далее - общество) о взыскании 34 878 276 рублей 97 копеек задолженности по оплате оказанных в январе, феврале, марте, мае, июне 2013 года и феврале - декабре 2014 года услуг по передаче электрической энергии.
Определением от 17.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Северная Осетия - Алания (далее - РСТ).
Решением от 10.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.11.2016, с общества в пользу АО "Аланияэлектросеть" взыскано 7 266 892 рубля 73 копейки задолженности, в остальной части в иске отказано. Распределены судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что факт оказания обществу в спорном периоде услуг и их объем подтверждены и не оспорены ответчиком. Стоимость услуг по передаче электроэнергии, оказанных ответчику, должна быть исчислена исходя из индивидуального тарифа, установленного обществу.
В кассационной жалобе АО "Аланияэлектросеть" просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, общество является генерирующей компанией. Договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013 и 31.05.2013 заключены ответчиком в интересах потребителей, обратившихся к нему с офертой о заключении договора энергоснабжения. Истец правильно применил котловой тариф для определения цены оказанной обществу услуги. Единственным потребителем электрической энергии, выработанной обществом, является ОАО "Владикавказские тепловые сети". Энергопринимающие устройства ОАО "Владикавказские тепловые сети" не присоединены напрямую к производителю электрической энергии, а присоединены к сетям истца, поэтому расчеты с сетевой организацией за доставленную до конечного потребителя электроэнергию осуществляются по единому котловому тарифу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество (заказчик) и АО "Аланияэлектросеть" (исполнитель) заключили договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013 б/н и от 01.05.2013 N 5, по условиям которых исполнитель обязуется оказывать заказчику услуг по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергию через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором и действующим законодательством (пункт 2.1 договоров). Расчетным периодом для оплаты оказанных исполнителем услуг является один календарный месяц (пункт 5.1 договоров). Стоимость услуг определяется путем умножения объема переданной потребителям заказчика электроэнергии на соответствующем уровне напряжения на тариф на услуги по передаче электроэнергии для соответствующего уровня напряжения, установленный органом исполнительной власти в области регилирования тарифов для исполнителя и оплату услуг исходя из объемом переданной электроэнергии, указанной в акте об оказании услуг по передаче (пункт 5.4 договоров).
В январе, феврале, марте, мае, июне 2013 года и феврале - декабре 2014 года АО "Аланияэлектросеть" оказало обществу услуги по передаче электроэнергии стоимостью 46 628 276 рублей 97 копеек.
Общество перечислило истцу 11 750 тыс. рублей.
Наличие задолженности в размере 34 878 276 рублей 97 копеек явилось основанием для обращения АО "Аланияэлектросеть" с иском в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статьи 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Данные услуги оказываются сетевыми организациями (статья 3, пункты 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 2 Правил определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, Уплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, далее - Методические указания N 20-э/2).
При расчетах в рамках указанной модели по принципу "котел сверху" потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателем котла, поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования N 1178), пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний N 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Правила N 1178), пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
Нормами законодательства о тарифообразовании установлен механизм корректировки выручки, который предусматривает экспертную оценку обоснованности незапланированных расходов (пункт 7 Основ ценообразования N 1178, пункты 19, 20 Методических указаний N 20-э/2). Иной подход означал бы нарушение баланса интересов сетевых организаций при распределении котловой выручки в пользу держателя котла. Сети потребителей, находящиеся у них на правах собственности или иных законных основаниях при условии, что содержание и эксплуатация этих сетей производится за счет средств указанных потребителей, не учитываются при определении тарифа на услуги по передаче электроэнергии (пункт 46 Методических указаний N 20-э/2). В частности, не исключается возможность оплаты по индивидуальному тарифу, установленному для расчетов с прежней сетевой организацией. Этот вывод следует из того, что законодательством установлены равные критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии по одним и тем же объектам электросетевого хозяйства вне зависимости от их принадлежности к конкретной сетевой организации.
Законодательством в ряде случаев допускается распределение между сетевыми организациями котловой выручки, при котором не нарушается по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяется механизм корректировки выручки (пункты 6, 18 Правил N 1178).
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно. В то же время действия, совершенные по воле сетевой организации, направленные на изменение без объективных причин заложенных при формировании тарифа параметров, влекущие такие последствия, как кратное необоснованное увеличение фактической валовой выручки этой сетевой организации по сравнению с плановой НВВ, дисбаланс тарифного решения, убытки одних сетевых организаций и неосновательные доходы других, что не согласуется ни с интересами субъектов электроэнергетики, ни с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики, могут квалифицироваться как недобросовестные. Действия сетевой организации могут квалифицироваться как злоупотребление правом, если они направлены исключительно на обход правовых норм о государственном регулировании цен и подрыв баланса интересов потребителей услуг и сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте.
Суды установили, что единственным потребителем электрической энергии, вырабатываемой обществом, является ОАО "Владикавказские тепловые сети".
Согласно пункту 55 Методических указаний N 20-э/2 в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
С учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оплата услуг по транспортировке электрической энергии от общества к ОАО "Владикавказские тепловые сети" должна осуществляться только в части ставки на содержание электрических сетей.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что при расчете индивидуальных тарифов для истца в тариф не были включены объемы электроэнергии, вырабатываемые обществом.
Определением от 17.05.2016 суд первой инстанции обязал РСТ произвести и представить расчет экономической обоснованности затрат по передаче электрической энергии истца от общества до конечных потребителей.
Согласно представленному расчету 1 МВт/ч с учетом прогнозного полезного отпуска электрической энергии на 2013 и 2014 годы, произведенного на основании приложения 1.2 к протоколу заседания правления РСТ от 27.12.2012 N 76 "Основные показатели деятельности ГУП "Аланияэлектросеть" и расчет индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями на 1 полугодие 2013 года", приложения 1.2 к протоколу заседания правления РСТ от 27.12.2013 N 69 и расчету индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями в первом полугодии 2013 года полезный отпуск для ОА "Аланияэлетросеть" без учета перетоков в смежные сетевые организации составляет 329,17 млн кВт/ч. НВВ на содержание определен в размере 240 905 тыс. рублей, затраты на покупку нормативных потерь - 73 608 тыс. рублей. Таким образом, составляющая АО "Аланияэлектросеть" на 1 полугодие 2013 года - 966,48 рубля за 1 МВт/ч, на первое полугодие 2014 года - 948,97 рубля за 1 МВт/ч, на второе полугодие 2014 года - 997,35 рубля за 1 МВт/ч. Задолженность за спорный период составила 19 016 892 рубля 73 копейки.
Общество уплатило 11 750 тыс. рублей, поэтому задолженность ответчика составляет 7 266 892 рубля 73 копейки.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу N А61-4154/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.