г. Краснодар |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А22-1838/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербентского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0817000880, ОГРН 1120817000105), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (ИНН 0816005412, ОГРН 1080816004004) третьих лиц: сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Кючин" (ИНН 0817001844, ОГРН 1150816002700), индивидуального предпринимателя Нимеева М.Н., сельскохозяйственного производственного кооператива "Тундутово" (ИНН 0805003389, ОГРН 1020800597476), иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербентского районного муниципального образования Республики Калмыкия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А22-1838/2016 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.), установил следующее.
Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) от 28.04.2016 по делу N 08-03-135/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Кючин" (далее - кооператив), администрация Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация), администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, индивидуальный предприниматель Нимеев М.Н. и сельскохозяйственный производственный кооператив "Тундутово".
Решением арбитражного суда от 26.08.2016 (судья Шевченко В.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал на нарушение принципа публичности открытых по составу участников торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно: не обеспечение опубликования извещения о проведении открытого аукциона от 10.12.2015, что повлекло ограничение потенциальных претендентов и уменьшению круга участников торгов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 апелляционная жалоба комитета удовлетворена частично. Суд признал недействительным предписание управления по делу N 08-03-135/2016 и в этой части отменил решение арбитражного суда от 26.08.2016. В остальной части решение суда от 26.08.2016 оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что предписание управление выдало 28.04.2016, тогда как договор аренды земельного участка и земель сельскохозяйственного назначения заключен с кооперативом 01.02.2016. Управление вправе реализовать предоставленные статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) полномочия по обращению в суд с иском о признании торгов недействительными.
В кассационной жалобе комитет просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований. Податель жалобы указывает на то, что обнародование и опубликование сведений об аукционе осуществлено в сети Интернет, а также предоставлена полная информация на информационных стендах в здании администрации, в помещениях сельской библиотеки и общественного центра с. Тундово. Таким образом, комитет принял и реализовал все зависящие от него действия и меры по проведению процедуры аукциона в соответствии с действующим законодательством; отсутствие печатного органа не является основанием для признания несостоявшимся опубликования извещения о проведении торгов и аукциона на право заключить договор аренды, и как следствие, указанный факт свидетельствует об отсутствие вины в нарушении обязательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, комитет на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети Интернет разместил извещение от 11.12.2015 N 111215/2011606/01 о проведении торгов в форме аукциона на право заключить договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 08:05:050101:54, общей площадью 49 300 тыс. кв. м, местоположение: в 18 км по направлению на юго-восток от ориентира с. Тундутово). Извещение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 10.12.2015 также размещено на информационных стендах в здании администрации Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, в помещениях сельской библиотеки, общественного центра с. Тундутово, что подтверждается актом главы администрации, методистом общественного центра с. Тундутово, заведующей сельской библиотекой. В соответствии с протоколом N 2 заседания комиссии по проведению торгов, утвержденным распоряжением администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 19.01.2016 N 17, до окончания срока подачи заявок поступила одна заявка от кооператива, который был признан единственным участником аукциона, аукцион признан несостоявшимся.
1 февраля 2016 года кооператив и комитет заключили договор N 1 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 4930 га; местоположение: в 18 км по направлению на юго-восток от ориентира с. Тундутово).
По результатам рассмотрения жалоб индивидуального предпринимателя Нимеева М.И. и СПК "Тундутово" о нарушении комитетом положений Закона N 135-ФЗ при проведении аукциона по аренде земель сельскохозяйственного назначения, управление приняло решение от 04.05.2016 по делу N 08-03-135/2016, которым признало комитет нарушившим часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ; выдано предписание о прекращении нарушения в срок до 13.06.2016.
Комитет не согласился с решением и предписанием управления и обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 447 и пунктом 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь, в аукционе может участвовать любое лицо. Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. В соответствии с пунктом 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ определено, что извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения: о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона (подпункт 3); о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (подпункт 7); о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка (подпункт 8).
Исследовав и оценив в порядке статей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил, что в извещении о проведении открытого аукциона от 10.12.2015 не указаны: порядок проведения аукциона; информация о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема; информация о порядке внесения задатка участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Согласно уставу Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование производится в периодическом печатном издании не позднее пятнадцати дней после подписания (абзац 2 пункт 3 статья 46 Устава). Официальное обнародование осуществляется путем размещения официальной копии муниципального правового акта в специально установленных общественных местах не позднее 15 дней после его подписания, если иное не установлено федеральным законом, настоящим уставом. Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах не менее десяти календарных дней с момента их обнародования. В подтверждение соблюдения процедуры обнародования составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования. Указанный акт подписывается главой муниципального образования и представителями учреждений и организаций, в ведении которых находятся места, использованные для обнародования (абзац 3 пункт 3 статья 46 Устава). Между тем, как установил суд, устав Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия не содержит требований о том, в каком именно периодическом печатном издании осуществляется официальное опубликование. Однако соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. Обнародование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным арендаторам, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом.
Апелляционный суд, отменяя судебный акт суда первой инстанции в части выданного управлением предписания, установил, что комитет не обеспечил должным образом опубликование извещения о проведении открытого аукциона от 10.12.2015. Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов привело к необоснованному ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации и, как следствие, к уменьшению круга потенциальных участников торгов. Поэтому решение управления законно и обоснованно. Однако установлено, что договор аренды заключен с кооперативом 01.02.2016, Предписание управление выдало 28.04.2016, то есть после заключения договора. При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил апелляционные жалобы комитета и кооператива, признав недействительным предписание управления.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 3 статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для отмены постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 277 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по делу N А22-1838/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.