г. Краснодар |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А01-1110/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие истца - Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063), ответчика - муниципального унитарного предприятия "Майкопводоканал" муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105034504, ОГРН 1020100698089), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.10.2016 (судья Мусифулина Н.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А01-1110/2016, установил следующее.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к МУП "Майкопводоканал" муниципального образования "Город Майкоп" (далее - предприятие) о взыскании 12 608 рублей 55 копеек основного долга с 01.01.2016 по 30.04.2016 по договору аренды земельного участка от 26.03.2015 N 008352 и 3984 рублей 07 копеек пеней.
Решением от 06.10.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.12.2016, исковые требования удовлетворены частично.
С предприятия в пользу комитета взыскано 10 807 рублей 32 копейки основного долга и 1500 рублей пеней, распределены судебные расходы. В остальной части исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела доказан факт использования ответчиком земельного участка и отсутствия доказательств внесения арендной платы с 01.01.2016 по 30.04.2016. В то же время суды пришли к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, признав правомерным применение при расчете арендной платы ставки в размере 0,6% от кадастровой стоимости (участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства). За несвоевременное исполнение обязательств по внесению арендных платежей применена ответственность в виде взыскания неустойки, которая уменьшена применительно к статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды вышли за пределы заявленных требований. Размер ставки, по которой рассчитывалась арендная плата, в рамках дела не является предметом спора. Встречный иск о признании договора аренды в части размера арендной платы недействительным ответчик не заявил. Вопрос о том, какие объекты размещены на спорном земельном участке, - производственная база или объекты системы водоснабжения, не имеет правового значения.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508058:1, ранее арендованного предприятием по договору аренды от 28.06.2002 N 002173, образованы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 01:08:0508058:36 и 01:08:0508058:37.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 30.12.2014 N 3405-р комитет (арендодатель) и предприятие (арендатор) заключили договор от 26.03.2015 N 008352 аренды земельного участка площадью 2100 кв. м с кадастровым номером 01:08:0508058:37 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Спортивная, 39б, под размещение производственной базы.
Договор заключен сроком до 12.09.2027 (пункт 2.1 договора).
Пунктами 3.1 и 3.2 договора определено, что годовая арендная плата (при его заключении) составляла 32 689 рублей 94 копейки и подлежала внесению ежемесячно до 1-го числа каждого месяца текущего года.
Пунктом 3.4 договора предусмотрена возможность одностороннего изменения размера арендной платы при извещении арендатора или публикации информации с средствах массовой информации (газета "Майкопские новости") в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка или процентных ставок от нее в соответствии с федеральным законодательством и изменения федерального законодательства и (или) законодательства Республики Адыгея, законодательства муниципального образования "Город Майкоп".
Арендная плата за спорный земельный участок на момент заключения договора определена в размере 0,6% от кадастровой стоимости равной 5 448 324 рублям и составила 32 689 рублей 94 копейки (приложение N 1 к договору).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 24.12.2015 N 156-рс "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Майкоп", предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядок) установлена процедура определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Майкоп", предоставленные в аренду без торгов.
Пунктом 4 Порядка установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется в размере, рассчитанном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Арендодатель, ссылаясь на пункт 4 Порядка, уведомлением от 22.01.2016 N 409 известил арендатора об изменении ставки арендной платы с 0,6% до 0,7% от кадастровой стоимости.
На основании изложенного комитет рассчитал плату за пользование земельным участком с 01.01.2016 в размере 38 138 рублей 27 копеек в год.
Полагая, что общество ненадлежащим образом исполнило обязанность по внесению арендной платы с 01.01.2016 по 30.04.2016, комитет обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 Гражданского кодекса).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582, которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил определено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Пунктом 4 Порядка установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется в размере, рассчитанном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Вместе с тем, этим же ненормативным правовым актом установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Майкоп", предоставленных в аренду без торгов, определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков с учетом процентных ставок, установленных в соответствии с приложением к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Майкоп", предоставленных в аренду без торгов.
Пунктом 10 Приложения N 2 к Порядку установлено, что пользование земельными участками, предназначенными для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства оплачиваются исходя из 0,6% от кадастровой стоимости.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, судебные инстанции установили факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по внесению арендных платежей в спорный период. В то же время суды пришли к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, признав правомерным применение при расчете арендной платы ставки в размере 0,6% (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства) от кадастровой стоимости (пункт 10 приложения N 2 Порядка). Произведя перерасчет, суды удовлетворили исковые требования в сумме 10 807 рублей 32 копеек.
Довод комитета о необходимости применения при расчете ставки арендной платы равной 0,7% (для систем водоснабжения) от кадастровой стоимости, был предметом рассмотрения нижестоящих инстанций и правомерно отклонен.
Согласно кадастровому паспорту от 08.02.2016 разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508058:1 - под размещение производственной базы. Аналогичное разрешенное использование указано в договоре аренды от 26.03.2015 N 008352. Представленными доказательствами подтверждается, что на арендуемом земельном участке расположено двухэтажное нежилое административное здание.
Поскольку объект, расположенный на арендуемом ответчиком земельном участке, не является объектом систем водоснабжения, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса, суды пришли к обоснованному выводу о том, что арендная плата подлежит определению по ставке, установленной пунктом 10 приложения N 2 Порядка определения арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства в размере 0,6% от кадастровой стоимости.
Доводы о необоснованном уменьшении размера пени, кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 06.10.2016 и постановления от 13.12.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А01-1110/2016 оставить без изменения, кассационную жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А.Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.