Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Б.А. Ищенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Б.А. Ищенко оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ):
абзаца четвертого (ошибочно указанного в жалобе абзацем третьим) статьи 1, закрепляющего, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
абзаца третьего пункта 1 и пункта 9 статьи 8, закрепляющих среди прочего условия и порядок обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из представленных материалов, суд общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, отказал в удовлетворении иска Б.А. Ищенко к ряду ответчиков о признании оставшимся без попечения родителей, включении в списки лиц, нуждающихся в получении жилого помещения. Суд, установив, что до достижения возраста 23 лет Б.А. Ищенко с заявлением о постановке на учет с целью предоставления жилья вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не обращался, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет до достижения указанного возраста, в материалы дела не представил, принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 7, 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, устанавливая в качестве условий реализации права на получение жилищных гарантий лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимость обращения с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения и недостижение ими на момент такого обращения возраста 23 лет, позволяют отказывать названным лицам в предоставлении жилых помещений, не принимая во внимание уважительности причин, по которым это заявление не было подано до достижения указанного возраста.
Кроме того, Б.А. Ищенко просит отменить судебные постановления по его делу.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18 лет (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших возраста 18 лет, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1282-О-О, от 26 мая 2016 года N 1037-О, от 18 июля 2017 года N 1650-О, от 26 ноября 2018 года N 2985-О, от 25 июня 2019 года N 1642-О и др.).
Реализуя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в пунктах 1 и 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) закрепил право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное предоставление им благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также условия реализации данного права. Названные положения, подлежащие применению с учетом разъяснений, содержащихся в обзорах практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением названных лиц жилыми помещениями (утверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года и 23 декабря 2020 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет по причинам, признанным судом уважительными, имеют целью защиту прав и интересов указанных лиц, закрепляют условия обеспечения их благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и сохранения за ними права на однократное предоставление такого жилого помещения.
Таким образом, оспариваемые нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие указанные в жалобе конституционные права заявителя, в деле которого суды исходили из отсутствия объективно препятствовавших своевременному обращению Б.А. Ищенко с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения причин и установили, что на протяжении длительного периода, уже будучи способным самостоятельно защитить свои интересы, истец никаких мер к осуществлению своих жилищных прав не предпринимал.
Установление же фактических обстоятельств дела и оценка правильности применения судами норм права с учетом этих обстоятельств, равно как и разрешение иных поставленных в жалобе вопросов, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ищенко Бориса Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 1265-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ищенко Бориса Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым статьи 1, абзацем третьим пункта 1 и пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-