Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 июля 2023 г. N 708-р
1. Утвердить прилагаемую Стратегию приоритетного развития животноводства в Чувашской Республике до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств Чувашской Республики, связанных с реализацией Стратегии, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период на реализацию мероприятий по развитию животноводства в рамках государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных округов Чувашской Республики руководствоваться положениями Стратегии при планировании и осуществлении мероприятий по развитию животноводства.
Председатель Кабинета Министров |
О. Николаев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 03.07.2023 N 708-р
Стратегия
приоритетного развития животноводства в Чувашской Республике до 2025 года
Стратегия приоритетного развития животноводства в Чувашской Республике до 2025 года разработана в соответствии с Посланием Главы Чувашской Республики О.А. Николаева Государственному Совету Чувашской Республики на 2023 год и Комплексным планом действий исполнительных органов Чувашской Республики по реализации Послания Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2023 год, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 февраля 2023 г. N 127.
1. Общие положения
Стратегия развития животноводства в Чувашской Республике до 2025 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели и приоритеты государственной политики в сфере сельского хозяйства, перспективные пути комплексного и устойчивого развития прорывных подотраслей животноводства в Чувашской Республике.
Стратегия подготовлена с учетом определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 (далее - Доктрина продовольственной безопасности), критериев обеспечения населения страны продуктами животного происхождения, позволяет прогнозировать угрозы и риски, определяет технологические и экономические условия для динамичного развития приоритетных направлений животноводства.
Важнейшим фактором устойчивого развития приоритетных направлений животноводства в Чувашской Республике, повышения его конкурентоспособности должно стать сохранение государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса.
Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433.
Основные проблемы развития животноводства в Стратегии определены на основе анализа современного состояния отрасли животноводства и дифференцированного подхода к развитию каждой из основных подотраслей, имеющих стратегически важное значение для экономики республики и реализуемых в форме высокотехнологичного производства (молочное и мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство), и подотраслей, выполняющих социальную функцию поддержания традиционного уклада жизни населения (овцеводство, козоводство, коневодство).
Для реализации Стратегии необходимо объединить усилия и средства бюджетов всех уровней, частных инвесторов, научного сообщества, союзов, ассоциаций и ведущих производителей и переработчиков животноводческой продукции для решения главных проблем, сдерживающих ускоренное развитие животноводства как приоритетного направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и Чувашской Республики.
Поэтапное решение имеющихся проблем животноводства должно обеспечить повышение уровня продовольственной безопасности республики, способствовать позитивным изменениям социально-экономической ситуации на селе, созданию высокотехнологичной производственной, племенной, кормовой и перерабатывающей базы животноводства в условиях импортозамещения.
Чувашская Республика располагает ресурсным потенциалом для реализации Стратегии и способна не только обеспечить потребность населения республики в продуктах животноводства за счет собственного производства, но и стать весомым поставщиком сельскохозяйственной продукции в другие российские регионы, а также на экспорт.
Опыт ведущих стран мира подтверждает, что животноводство является тем ключевым звеном, которое может стать "локомотивом" развития отечественного агропромышленного комплекса, привести к значительным сдвигам в решении вопроса продовольственного обеспечения страны и быть устойчивым источником ее валютных поступлений.
2. Общая характеристика животноводства в Чувашской Республике
В настоящее время в Чувашской Республике продукция животноводства составляет более 50 процентов всей сельскохозяйственной продукции. Основными подотраслями животноводства являются скотоводство, овцеводство и козоводство, свиноводство, коневодство и птицеводство.
По данным Чувашстата, по состоянию на 1 января 2023 г. в Чувашской Республике в хозяйствах всех категорий насчитывалось 198,8 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 87,2 тыс. голов коров, 126,7 тыс. голов свиней, 5,1 тыс. голов лошадей, 150,0 тыс. голов овец и коз.
По различным социально-экономическим причинам развитие подотраслей животноводства республики осуществляется неравномерно.
Наибольший удельный вес в общем объеме производства продукции животноводства занимает скотоводство.
За последние пять лет в республике наблюдается рост поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 2,8 процента, в сельскохозяйственных организациях - на 6,2 процента.
Особенно динамично в республике развивается молочное скотоводство.
Производство молока в хозяйствах всех категорий за 2018 - 2022 годы увеличилось на 10,9 процента и в 2022 году составило 461,7 тыс. тонн.
При этом благодаря комплексному подходу к организации производственных, технологических и экономических процессов производство молока в сельскохозяйственных организациях за последние 5 лет выросло на 33,7 процента.
За период с 2018 по 2022 год поголовье птицы во всех категориях хозяйств увеличилось на 14,2 процента, лошадей - на 8,5 процента.
Отрицательная динамика наблюдается в других подотраслях животноводства. Так, поголовье овец и коз, а также свиней за 2018 - 2022 годы сократилось на 10,9 и 10,3 процента соответственно. Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий за последние пять лет сократилось на 6,3 процента и в 2022 году составило 116,8 тыс. тонн.
Производство молока в хозяйствах всех категорий за 2018 - 2022 годы увеличилось на 10,9 процента и в 2022 году составило 461,7 тыс. тонн.
Лидерами по производству мяса крупного рогатого скота в 2022 году являлись АО "Вурнарский мясокомбинат" (Вурнарский муниципальный округ) - 4,1 тыс. тонн, ЗАО "Прогресс" (Яльчикский муниципальный округ) - 0,6 тыс. тонн, ООО "Бездна" (Моргаушский муниципальный округ) - 0,4 тыс. тонн.
Наиболее крупными производителями мяса свинины в 2022 году являлись филиал ООО "Авангард" "Цивильский Бекон" (Цивильский муниципальный округ) - 11,4 тыс. тонн, филиал ООО "Авангард" "Батыревский Бекон" (Батыревский муниципальный округ) - 3,5 тыс. тонн, АО "Вурнарский мясокомбинат" (Вурнарский муниципальный округ) - 3,1 тыс. тонн.
Лидерами по производству молока в 2022 году являлись ООО "ЧебоМилк" (Чебоксарский муниципальный округ) - 21,3 тыс. тонн, АО "Вурнарский мясокомбинат" (Вурнарский муниципальный округ) - 12,2 тыс. тонн, АО "Фирма Акконд-агро" (Янтиковский муниципальный округ) - 7,5 тыс. тонн.
По данным Чувашстата, надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в 2022 году увеличились за пять последних лет на 32,7 процента и составили 7040 кг. Лидерами по данному показателю стали ООО "Победа" (Яльчикский муниципальный округ) - 9747,0 кг на 1 корову, ОАО "Чурачикское" (Чебоксарский муниципальный округ) - 9649,8 кг на 1 корову, АО "Агрофирма "Ольдеевская" (Чебоксарский муниципальный округ) - 9535 кг на 1 корову.
На 1 января 2023 г. в хозяйствах всех категорий республики поголовье птицы составило 5319,9 тыс. голов, производство мяса птицы в 2022 году составило 53,5 тыс. тонн.
На территории Чувашской Республики в настоящее время действует 9 организаций, занимающихся птицеводством:
три птицефабрики мясного направления - ООО "МегаЮрма", ООО "Птицефабрика "Акашевская" и ООО "ВДС" (Чебоксарский муниципальный округ);
два хозяйства яичного направления - ОАО "Птицефабрика "Моргаушская" (Моргаушский муниципальный округ), крестьянское (фермерское) хозяйство Сумковой К.Н. (Чебоксарский муниципальный округ);
три хозяйства мясо-яичного направления - ООО "Племенной птицеводческий завод "Канашский" (Канашский муниципальный округ), ООО "Вурнарец" и крестьянское (фермерское) хозяйство Михайлова С.В. (Цивильский муниципальный округ);
одна инкубационно-птицеводческая станция - ОАО "Вурнарская ИПС" (Вурнарский муниципальный округ).
В сельскохозяйственных организациях 94 процента производства яиц приходится на два предприятия: ОАО "Птицефабрика "Моргаушская" - 87 процентов, ООО "Племенной птицеводческий завод "Канашский" - 7 процентов.
Яйценоскость кур-несушек на 1 января 2023 г. по сельскохозяйственным организациям составила 323 штуки.
В целях стимулирования развития животноводства на государственную поддержку отрасли животноводства за 2017 - 2022 годы направлено свыше 3,0 млрд. рублей бюджетных средств.
Только в 2022 году более чем 90 сельскохозяйственным товаропроизводителям (далее - сельхозтоваропроизводитель) оказана государственная поддержка, на эти цели выплачены субсидии в объеме 942,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 417,2 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 525,2 млн. рублей.
В республике за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики реализуются формы государственной поддержки животноводства в форме субсидирования:
приобретения племенных животных;
содержания племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
собственного производства молока;
содержания товарного маточного поголовья крупного рогатого скота (далее также - КРС) специализированных мясных пород;
строительства и модернизации объектов агропромышленного комплекса (далее - АПК);
страхования в области животноводства;
производства овец и коз на убой;
выращивания КРС не старше 24 месяцев, реализуемого на убой;
создания лабораторий качества кормов, молока;
геномной селекции коров;
прироста маточного товарного поголовья КРС специализированных мясных пород.
С 2022 года самозанятым гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставлена возможность возмещать часть затрат на производство овощей, картофеля, молока, мяса, развитие овцеводства и козоводства.
В дополнение к этому введен республиканский механизм, предусматривающий предоставление субсидий на приобретение коров и коз, сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, материалов для занятия пчеловодством.
Внедрение новых технологий, правильное управление ресурсами позволили повысить производительность труда и, как результат, заработную плату.
Важное значение для обеспечения продовольственной безопасности имеет развитие малых форм хозяйствования на селе.
Сегодня крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - К(Ф)Х) и хозяйствами населения производится более 54 процентов от общего объема продукции сельского хозяйства.
Социальная функция и значение малых форм хозяйствования состоят в обеспечении занятости, социальной стабильности, самовыражения сельского населения, сохранения трудового потенциала, в трудовом воспитании молодежи и его духовном развитии.
Новые формы государственной поддержки - гранты "Агростартап" и "Перспектива" стали востребованы как К(Ф)Х, уже имеющими опыт сельскохозяйственного производства, так и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В 2022 году реализованы инвестиционные проекты по созданию 39 товарно-молочных ферм, создано 5,3 тыс. усл. голов скотомест. Наиболее крупными инновационными проектами являются:
строительство фермы для подращивания молодняка крупного рогатого скота на 300 голов (ООО "Агрофирма "Исток", Батыревский муниципальный округ);
строительство откормочника на 300 голов крупного рогатого скота (К(Ф)Х Айсына Р.Г., Ибресинский муниципальный округ);
строительство телятника на 300 голов (ООО "ВОЛИТ", Красноармейский муниципальный округ);
строительство телятника на 300 голов (ООО "Бездна", Моргаушский муниципальный округ);
строительство телятника на 250 голов (ООО "Красное Сормово", Красноармейский муниципальный округ);
строительство молочно-товарной фермы на 200 голов в дер. Нижние Елыши Аликовского района (СХПК "Новый путь");
строительство телятника на 200 голов в Вурнарском муниципальном округе (К(Ф)Х Фадеева А.Н.);
строительство коровника на 200 голов (СХПК им. Суворова, Моргаушский муниципальный округ) и др.
В росте продуктивности первостепенную роль играет наращивание племенного поголовья (в 2022 году доля племенных животных составила 47,1 процента).
В Государственном племенном регистре зарегистрировано 27 организаций, осуществляющих свою деятельность в области племенного животноводства в Чувашской Республике, в том числе 22 организации, осуществляющие разведение КРС молочного и мясного направления продуктивности, свиней, лошадей, сельскохозяйственной птицы и рыбы, 1 региональный информационно-селекционный центр, 2 лаборатории селекционного контроля качества молока, 1 организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и 1 организация по трансплантации эмбрионов сельскохозяйственных животных.
В рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в отдельных подотраслях растениеводства и животноводства в 2022 году на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных в Чувашской Республике направлено 91,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 84,7 млн. рублей. Средняя ставка субсидии на маточную условную голову составила 6657,87 рубля.
На финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на содержание племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, направлено 3,84 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,8 млн. рублей. Ставка субсидии на содержание быка-производителя составила 202,02 тыс. рублей.
По состоянию на 1 мая 2023 г. в республике зарегистрировано 12334 головы племенных молочных коров, 209 голов племенных мясных коров, 571 племенная свиноматка.
Научно-методическое, технологическое, сервисное и информационное обеспечение селекционно-племенной работы в животноводстве на территории Чувашской Республики выполняет АО "Чувашское" по племенной работе, которое является организацией по искусственному осеменению и региональным информационно-селекционным центром.
Племенная база молочного скотоводства представлена животными голштинской и черно-пестрой пород. Средняя молочная продуктивность племенных коров по итогам бонитировки за 2022 год составила 7935 кг молока.
Мясное скотоводство представлено животными герефордской породы, свиноводство - породой йоркшир, коневодство - русской рысистой породой, птицеводство - гусями линдовской породы, рыбоводство - карпами чувашской чешуйчатой породы.
В 2022 году были реализованы:
456 голов молодняка КРС молочного направления (на 18,9 процента меньше, чем в 2021 году);
13 голов мясного направления продуктивности (на 87,4 процента меньше, чем в 2021 году);
127 голов гусят линдовской породы (на 34,2 процента меньше, чем в 2021 году);
180 инкубационных яиц гусей линдовской породы (на 0,6 процента больше, чем в 2021 году).
В современном мире развитие всех сфер экономики, включая сельское хозяйство, невозможно без использования цифровых технологий.
В Чувашской Республике уже внедрена информационная система учета похозяйственных книг, начата разработка автоматизированной системы учета и регистрации животных "REGAGRO" и комплекса программ, разворачиваемых на ее платформе, для мониторинга эпизоотической ситуации в режиме реального времени, регистрации и идентификации животных в полевых условиях при отсутствии информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", формирования объективных данных о земельных участках и находящихся на них объектах, животных и т.д.
Внедрены компоненты автоматизированной информационной системы "Меркурий", предназначенной для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости грузов при производстве, обороте и перемещении продукции, и автоматизированной системы учета лабораторных исследований "Веста", предназначенной для сбора, передачи и анализа информации о проведении лабораторного исследования образцов поднадзорной продукции.
3. Актуальность реализации Стратегии
Стратегия в первую очередь направлена на достижение целей государственной аграрной политики, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием Чувашской Республики, обеспечением ее продовольственной безопасности и реализации продукции животноводства за пределами Чувашской Республики.
Положительная динамика развития животноводства в последние годы дает весомые основания полагать, что в Чувашской Республике имеются предпосылки для интенсивного развития большинства подотраслей животноводства, приоритетными из которых на ближайшие три года станут молочное и мясное скотоводство, овцеводство и козоводство, птицеводство.
В целях всесторонней поддержки животноводства на государственном уровне в республике разработана и совершенствуется вся необходимая нормативно-правовая база, включающая:
Закон Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г. N 49 "О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике";
Закон Чувашской Республики от 22 октября 2021 г. N 60 "О регулировании отдельных отношений в сфере пчеловодства";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 2015 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 февраля 2020 г. N 42 "Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 февраля 2020 г. N 43 "О мерах по стимулированию развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2021 г. N 651 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение производителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота";
Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в Чувашской Республике, утвержденная распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2022 г. N 853-р.
Вместе с тем в животноводстве Чувашской Республики сохраняются условия хозяйствования, характерные для недостаточно развитой рыночной экономики, и действуют факторы, негативно влияющие на развитие отдельных подотраслей животноводства.
Основными проблемами животноводства являются высокая закупочная стоимость кормов (высокопротеиновых кормовых добавок, комбикормов и премиксов) и низкая закупочная цена продукции животноводства (молока и мяса). Животноводческим хозяйствам приходится оформлять кредиты для закупки кормов, техники, оборудования. Отрасль животноводства не может существовать без связки с другой немаловажной отраслью сельского хозяйства - растениеводством. Необходимость кредитования возникает все по той же причине - высокая стоимость кормов.
Обеспечение сельскохозяйственных животных правильным и здоровым кормом является одной из основных проблем животноводства в Чувашской Республике. Сбалансированное кормление животных - непростая задача, которую невозможно решить без приобретения дорогостоящего оборудования и создания комбикормовых цехов.
Еще одной немаловажной проблемой животноводства, а также всех отраслей сельского хозяйства является нехватка кадров. Связано это с низкой привлекательностью сельской жизни для молодежи.
Решением проблем животноводческого комплекса может стать применение замкнутого цикла производства как мяса, так и молока: производитель перерабатывает и реализует произведенную продукцию через торговые сети и магазины самостоятельно, без посредников. Для выхода на предложенный уровень производства необходимо иметь не только животноводческий комплекс, но и цеха по переработке молока и мяса, которые в свою очередь станут связующим звеном между аграрием и потребителем. Для достижения предложенной схемы необходимы значительное вложение денежных средств и лояльность крупных торговых сетей.
4. Цели и задачи Стратегии
Главные цели Стратегии:
определение приоритетов устойчивого развития животноводства в Чувашской Республике;
повышение конкурентоспособности подотраслей животноводства для достижения критериев Доктрины продовольственной безопасности в части продукции животноводства;
расширение механизмов стимулирования развития приоритетных подотраслей животноводства;
реализация проекта цифровой трансформации в отдельных отраслях сельского хозяйства.
Достижение поставленных целей базируется на комплексном и инновационном подходе к развитию приоритетных подотраслей животноводства и предусматривает решение следующих основных задач:
обновление производственной базы, строительство новых, реконструкция и модернизация действующих объектов агропромышленного комплекса;
создание прочной кормовой базы, основанной на передовых технологиях выращивания кормовых культур и последующей заготовке качественных основных кормов;
переход на современные технологии в кормлении животных, предусматривающие использование полносмешанных рационов и их дифференциацию в зависимости от продуктивности и физиологического состояния животного;
внедрение интенсивных технологий выращивания молодняка сельскохозяйственных животных;
дальнейшее развитие и совершенствование племенной работы в Чувашской Республике;
кадровое обеспечение отрасли животноводства;
внедрение цифровых платформ в приоритетных подотраслях животноводства.
5. Приоритетные направления развития животноводства в Чувашской Республике до 2025 года
5.1. Молочное и мясное скотоводство
Основными проблемами развития подотрасли молочного и мясного скотоводства являются:
низкое качество заготовленных основных кормов;
несохранение приобретенного на разведение скота;
низкое продуктивное долголетие коров;
низкая рентабельность производства молока, несовершенство системы формирования цен на продукцию животноводства;
зависимость сельхозтоваропроизводителей от коммерческих интересов переработчиков при формировании закупочных цен на молоко;
низкий удельный вес сельхозтоваропроизводителей, занимающихся собственной переработкой молока и мяса;
отсутствие лояльности крупных ритейлеров к местным производителям;
недостижение потенциальной молочной продуктивности в связи с недостаточным раскрытием высокого генетического ресурса маточного стада (дойных стад) в большинстве хозяйств на фоне многочисленных нарушений и отклонений от оптимальных эффективных технологий производства молока, в частности содержания коров в морально и физически устаревших помещениях при привязной технологии, отсутствия выгулов, нерегулярного технического обслуживания доильного оборудования, нарушений в организации кормления и воспроизводства и др.;
низкоэффективная организация выращивания молодняка по "остаточному" принципу в большинстве хозяйств, не позволяющая получать здоровый крепкий хорошо развитый молодняк для "ремонта" стада с будущей высокой молочной продуктивностью;
низкий процент охвата искусственным осеменение КРС в товарных хозяйствах и К(Ф)Х, а также частном секторе на фоне дефицита специалистов по искусственному осеменению как в хозяйствах, так и в районных станциях по борьбе с болезнями животных Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики;
недостаток высококвалифицированных специалистов и обслуживающего персонала, недостаточная квалификация имеющихся специалистов в вопросах развития животноводства, племенной работы, ветеринарии, низкая привлекательность работы на ферме для молодых специалистов;
недостаточно активное внедрение системы уникальной идентификации животных.
Основные направления развития молочного и мясного скотоводства до 2025 года:
создание для продуктивных стад коров оптимальных условий содержания путем строительства новых и (или) модернизации действующих животноводческих помещений с использованием опыта передовых хозяйств Чувашской Республики и других регионов Российской Федерации;
создание оптимальных условий для направленного выращивания молодняка как будущего продуктивного стада;
внедрение передовых технологических решений в целях обеспечения экономической эффективности производства молока и воспроизводства стада;
оптимизация нормированного кормления животных всех половозрастных и технологических групп с учетом уровня продуктивности и физиологического состояния;
создание устойчивой кормовой базы, применение современных методов технологии заготовки кормов;
планомерная крупномасштабная селекция в молочном скотоводстве в целях обеспечения реализации генетического потенциала разводимого скота, повышения его племенных и продуктивных качеств, укрепления здоровья и улучшения воспроизводства животных;
расширение породного разнообразия КРС путем завоза племенных быков-производителей молочных и мясо-молочных пород (айрширской, симментальской, красной горбатовской, джерсейской и других пород);
приобретение за счет собственных средств хозяйств и использование автоматизированных систем зоотехнического и племенного учета животных и управления стадом (ИАС "СЕЛЭКС", "DairyComp", "DairyPlan" и др.);
обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия стада;
организация курсов подготовки и переподготовки специалистов животноводства востребованных направлений.
В целях выполнения программы субсидирования выращивания КРС не старше 24 месяцев, реализуемого на убой, требуется увеличение поголовья КРС, производства скота на убой в живом весе, показателей мясной продуктивности. Для этого актуальны мероприятия по повышению охвата искусственным осеменением коров и телок в личных подсобных хозяйствах и К(Ф)Х, товарных хозяйствах за счет межпородного скрещивания разводимого молочного скота с использованием семени быков-производителей специализированных мясных пород.
Необходимо приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в Государственном племенном регистре, в том числе специализированных мясных пород (абердин-ангусской, герефордской и других пород), и получение от них высококачественной спермопродукции.
Долгосрочное и эффективное развитие молочного и мясного скотоводства невозможно без качественной селекционно-племенной работы.
5.2. Овцеводство и козоводство
Овцеводство и козоводство - стабильно развивающаяся подотрасль животноводства, которая базируется на промышленном разведении племенных овец и коз для обеспечения иных отраслей производства таким сырьем, как шерсть и мясо. Благодаря своим ценным качествам овцы и козы получили широкое распространение в мире.
Овцы и козы отличаются от сельскохозяйственных животных других видов разносторонней продуктивностью. Данные животные используются для получения пуха, шерсти, смушки, овчины, шкур, молока, мяса, жира и другой ценной продукции. Разведение в хозяйстве овец и коз одновременно с КРС позволяет более полно и эффективно использовать кормовые ресурсы и особенно пастбищные угодья.
Однако в 90-е годы XX века производство продукции овцеводства и козоводства стало нерентабельным и многие специализированные хозяйства и население резко сократили поголовье овец и коз.
За 1992 - 2022 годы поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий сократилось на 61 процент, за последние пять лет - на 7,2 процента, и на 1 января 2023 г. оно составило 156,3 тыс. голов.
Овцеводство в республике представлено сохранившимися к настоящему времени овцами цигайской, романовской пород и местными помесными овцами, содержащимися в основном в личных подсобных хозяйствах граждан.
Козоводство в основном представлено молочными породами, такими как зааненские, нубийские, альпийские. Козоводством в республике занимается одно сельскохозяйственное предприятие и 7 К(Ф)Х.
Основными факторами, сдерживающими устойчивое развитие отрасли, являются:
отсутствие рынка сбыта продукции овцеводства (кризис в легкой промышленности, отсутствие специализированных предприятий по переработке овчинного сырья, специализированных убойных линий для обслуживания малых форм хозяйствования);
сложившийся в Российской Федерации диспаритет цен на используемые для сельхозпроизводства ресурсы и производимую продукцию;
экстенсивный метод развития отрасли;
низкая мотивация работников отрасли;
невостребованность зоотехнической службы;
отсутствие связи науки с производством.
Основные направления развития овцеводства и козоводства в Чувашской Республике до 2025 года:
сохранение и дальнейшее совершенствование имеющихся в Чувашской Республике пород овец и коз;
развитие шерстяных пород овец;
развитие мясного овцеводства;
организация завоза в Чувашскую Республику перспективных пород овец из ведущих племенных хозяйств Российской Федерации;
создание за счет собственных средств хозяйств племенных репродукторов и заводов по разведению племенных овец и коз разных пород.
Для К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей большой интерес представляет пуховое и молочное козоводство. Продукция козоводства ценится высоко, что позволяет достаточно эффективно вести этот вид экономической деятельности.
5.3. Птицеводство
Птицеводство в Чувашской Республике на сегодняшний день является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. Развитие птицеводства во многом зависит от селекционной работы, направленной на совершенствование продуктивных и племенных качеств, создание новых пород, линий и кроссов всех видов сельскохозяйственной птицы, а также полноценного и сбалансированного кормления и внедрения новой высокоэффективной технологии. Ведение птицеводства на промышленной основе с применением качественных кормов дает возможность получать высококачественную продукцию.
Основным условием успешного развития птицеводства в Чувашской Республике является целенаправленная племенная работа за счет собственных средств хозяйств по созданию, сохранению высокопродуктивной птицы, обеспечивающей высокоэффективное производство яиц и мяса, приспособленной как к промышленным условиям, так и к условиям содержания в мелких хозяйствах.
Производство яиц обеспечивает население республики натуральным высококачественным животным белком. Для того, чтобы производство яиц развивалось, необходимо увеличить удельный вес яиц, которые подвергаются переработке для получения качественных жидких яичных продуктов.
C начала 2022 года птицеводческие предприятия столкнулись с увеличением производственных издержек на фоне роста цен на племенной материал и роста курса валют. При государственной поддержке активно запустился процесс постройки инкубаторов и репродукторов для самообеспечения яйцом и цыплятами. До 2022 года основными поставщиками инкубационного яйца являлись Нидерланды и Чехия.
Следующей проблемой птицеводства оказалась зависимость производителей от кормовых добавок, витаминно-минеральных комплексов, тароупаковочных материалов, производимых европейскими иностранными компаниями. Для решения данной проблемы производители переориентировались с иностранных компонентов, приобретаемых в странах Европы, на компоненты, произведенные в Российской Федерации и странах Азии.
В условиях открытости российского рынка существует реальная угроза заноса в страну особо опасных инфекционных болезней птиц, имеющих распространение за рубежом. Необходимо отслеживать эпизоотическую ситуацию не только в крупных сельскохозяйственных организациях, но и в хозяйствах населения, так как от завезенных инкубационных яиц и птицы может исходить серьезная угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Основные направления развития птицеводства до 2025 года:
увеличение темпов производства мяса птицы на основе разведения наиболее высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы различных видов для снижения уровня затрат, улучшения качества производимой в этом секторе продукции и эпизоотической ситуации на птицефабриках;
осуществление широкомасштабной реконструкции и модернизации имеющихся мощностей по производству и переработке различных видов мяса птицы на основе использования лучших отечественных и зарубежных достижений науки и практики, развитие новых высокотехнологичных производств, внедрение биогазовых промышленных установок;
максимальное наращивание племенных ресурсов за счет увеличения поголовья более продуктивных пород и кроссов, эффективное использование племенной базы племенных птицеводческих хозяйств в целях полного обеспечения потребности в племенной продукции птицефабрик, К(Ф)Х и личных подсобных хозяйств населения;
строгое соблюдение нормативов воспроизводства племенной птицы и реализации ее генетического потенциала на основе кормления с применением компьютерных программ составления и оптимизации рационов;
расширение в республике базы кормопроизводства для птицеводства, усиление контроля за качеством производимых кормов для птиц (от производства кормов (зерна, добавок и др.) до готового комбикорма для разных половозрастных групп птиц);
применение передовых технологий содержания птицы, внедрение раздельного выращивания и дифференцированного кормления кур и петухов;
систематическое обучение кадров на курсах повышения квалификации, семинарах, проведение стажировок на базе передовых племенных хозяйств;
проведение качественного ветеринарного надзора и осуществление непрерывного эпизоотологического мониторинга птицеводческих хозяйств, использование современных диагностических тест-систем, новых методов диагностических исследований птицы.
5.4. Развитие кормовой базы и производства комбикормов для животноводства
Решающая роль в развитии животноводства принадлежит сбалансированной кормовой базе, организации полноценного кормления животных, обеспечению их высококачественными кормами.
Хорошо организованная и устойчивая кормовая база является главным условием развития животноводства, повышения его продуктивности и качества продукции. От рациональной организации кормления животных, объемов и качества производства кормов зависят перспективы модернизации и интенсификации всех отраслей животноводства.
Проблемы, с которыми сталкиваются сельхозтоваропроизводители во время кормозаготовки, могут быть связаны с неблагоприятными погодными условиями (продолжительные осадки, низкая температура или, наоборот, жара и засуха). Противодействовать этим факторам бывает очень сложно, а последствия могут быть драматичными: корма оказываются низкого качества, потери и порча значительными, а количество заготовленного корма существенно меньше потребностей.
Отклонение от технологии заготовки или ее несоблюдение является еще одной проблемой в практике проведения кормозаготовки. Как правило, это выражается в отсутствии контроля, или недостаточном контроле за осуществлением какой-либо технологической операции, или отсутствии необходимых средств для такого контроля.
Следующей серьезной проблемой могут стать поломки кормозаготовительной техники. В особенности это важно, когда ключевые виды машин имеются в хозяйствах в единичном экземпляре. Выход из строя, например, единственного комбайна может обернуться длительным простоем всего отряда сельскохозяйственной техники и существенным снижением качества всех еще не заготовленных кормов. Противопоставить этому можно только хорошую организацию инженерной службы предприятия, а также определенный резерв самой техники.
Основные направления обеспечения животноводства качественными кормами до 2025 года:
проведение мониторинга кормовых ресурсов с целью определения их энергетической и протеиновой ценности и разработка мероприятий по увеличению заготовки качественных объемистых кормов;
организация и развитие собственного комбикормового производства на крупных сельскохозяйственных предприятиях;
разработка современных систем кормления скота и птицы на основе их потребности в энергии, сыром протеине, минеральных веществах и витаминах в зависимости от продуктивности и физиологического состояния;
повышение продуктивного действия кормов за счет правильного подбора рациона кормления скота и птицы, своевременной раздачи и контроля за потреблением кормов;
заготовка качественных консервированных объемистых кормов из расчета потребности на 15 месяцев;
соблюдение сроков уборки объемистых кормов исходя из фазы развития растений: для многолетних бобовых трав - фаза бутонизации, для многолетних злаковых и однолетних трав - фаза выхода в трубку, для кукурузы - фаза восковой спелости зерна.
5.5. Научное и кадровое обеспечение животноводства
Современные темпы опережающего развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики, существенное увеличение потенциала аграрной сферы - все это придает вопросам кадрового обеспечения отрасли особую актуальность.
В Чувашской Республике сформирована и проходит апробацию система непрерывного аграрного образования, которая включает в себя все уровни подготовки: от дошкольного образования до высшего профессионального и дополнительного образования. В Послании Главы Чувашской Республики О.А. Николаева Государственному Совету Чувашской Республики на 2023 год поставлена задача формирования единого образовательного пространства, основанного на ранней профориентации, постоянном совершенствовании качества образовательной деятельности, поддержке молодежи в начале трудовой деятельности. Отраслевой (аграрный) компонент указанного единого образовательного пространства постоянно совершенствуется в соответствии с ситуацией в отрасли и потребностями рынка. Соответственно, задачи, которые сегодня ставятся перед участниками системы непрерывного аграрного образования, определяются не только приоритетами АПК региона, но и в целом системы образования Чувашской Республики.
В настоящее время в Чувашской Республике кадры для отраслей агропромышленного комплекса готовят одно высшее учебное заведение - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашский государственный аграрный университет" (далее - Чувашский ГАУ) и пять аграрных техникумов республики - государственные автономные профессиональные образовательные учреждения Чувашской Республики "Цивильский аграрно-технологический техникум", "Вурнарский сельскохозяйственный техникум", "Ядринский агротехнический техникум", "Батыревский агропромышленный техникум", "Мариинско-Посадский технологический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Отрасли сельского хозяйства республики, в том числе животноводство, испытывают проблемы с кадровым обеспечением. Среди них - слабая профессиональная подготовка кадров; "старение" кадров, сопровождающееся нежеланием молодых специалистов работать в сельском хозяйстве; высокая сменяемость руководителей и специалистов из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе; несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей и нехватка необходимых финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций.
По состоянию на 1 апреля 2023 г. потребность в специалистах агарного профиля составляет 95 человек. Это без учета потребностей городов Чебоксары и Новочебоксарска, где сосредоточены мощности перерабатывающих предприятий. В то же время потребность организаций АПК в кадрах, относящихся к рабочим профессиям, составляет 294 человека. Нехватка кадров является сдерживающим фактором эффективного развития отрасли.
Для обеспечения предприятий сельского хозяйства высококвалифицированными кадрами необходимо создать такую систему подготовки специалистов, которая будет привлекать молодых людей, заранее определившихся с выбором своего профессионального пути. Акцент должен быть сделан на молодежь, умеющую и желающую работать в сельском хозяйстве, организовывать эффективное производство сельскохозяйственной продукции, обустраивать село, создавать условия для труда и отдыха своего окружения.
Опыт Чувашского ГАУ по трудоустройству и закреплению молодых специалистов в отрасли свидетельствует о том, что в условиях нехватки практических занятий в имеющихся образовательных стандартах действенным способом закрепления выпускников вуза в отрасли является система стажировок. В год стажировку на предприятиях проходят более 140 обучающихся. Многие сельскохозяйственные предприятия Чувашской Республики через программу стажировок Чувашского ГАУ привлекли молодых специалистов (АО "Агрофирма Ольдеевская", СХПК "Коминтерн", ООО "ЧебоМилк", ООО "Красное Сормово", АО "Агрофирма "Куснар" и др.). Достоинством долгосрочных стажировок является ранняя профессиональная социализация молодых специалистов - еще со студенческой скамьи. Кратковременные стажировки проводятся в рамках студенческих трудовых сельскохозяйственных отрядов, которые нередко формируются по заявкам организаций-партнеров.
Важнейшим механизмом повышения эффективности кадрового потенциала отрасли является целевое обучение. В 2023 году в рамках квоты приема на целевое обучение Чувашскому ГАУ Министерством сельского хозяйства Российской Федерации выделено 129 мест, что на 22,8 процента больше квот 2022 года.
Основные направления научного и кадрового обеспечения животноводства до 2025 года:
организация целевого обучения по востребованным специальностям для предприятий агропромышленного комплекса;
организация повышения квалификации для зооветеринарных специалистов;
развитие системы стажировок на предприятиях агропромышленного комплекса;
организация профессионального обучения и переподготовки кадров для сельскохозяйственных предприятий;
информирование населения Чувашской Республики об учебных программах в сфере подготовки кадров для аграрного сектора;
взаимодействие со службами занятости республики в целях перепрофилирования безработных граждан.
5.6. Цифровизация животноводства
В настоящее время имеется ряд проблем текущего состояния сельского хозяйства Чувашской Республики, которые возможно решить за счет цифровизации отрасли, а именно:
недостаточный уровень информирования о землях сельскохозяйственного назначения и потенциале их использования;
применение устаревших методов ведения производственных, а также бизнес-процессов в агропромышленном комплексе в виду отсутствия сформированной базы мировых и отечественных инновационных решений, возможных к тиражированию на территории Чувашской Республики;
сложность получения государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей, связанная со сбором и предоставлением обосновывающих документов;
недостаточная эффективность проведения противоэпизоотических мероприятий;
недостаточное развитие в сельской местности цифровой инфраструктуры.
Основными направлениями цифровизации агропромышленного комплекса, в том числе подотраслей животноводства, являются:
создание цифрового паспорта сельской территории;
формирование реестра лучших практик и решений в агропромышленном комплексе;
предоставление мер государственной поддержки для размещения товаров на маркетплейсах (OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет);
внедрение информационной системы учета похозяйственных книг, маркировки и цифровых сервисов аналитики животных в сельском хозяйстве и ветеринарии, в том числе подсистемы "Личный кабинет" сельскохозяйственного товаропроизводителя;
сплошная инвентаризация земель, создание баз данных о посевах, севообороте, параметрах почвенного плодородия;
цифровизация процесса предоставления государственной поддержки, предоставляемой в форме гранта малым формам хозяйствования;
формирование на сайте Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реестра готовых бизнес-решений развития животноводства.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Стратегии
Реализация Стратегии будет способствовать проведению единой политики и выработке общих направлений развития различных подотраслей животноводства, повышению уровня племенной работы, внедрению высоких технологий в сфере животноводства, повышению экономической стабильности сельхозтоваропроизводителей, снабжению населения республики жизненно важными продуктами питания, обеспечению продовольственной безопасности, росту конкурентоспособности животноводческой продукции на российском рынке, повышению занятости населения.
Показатели социально-экономической эффективности реализации Стратегии приоритетного развития животноводства в Чувашской Республике до 2025 года
Показатели |
Единица измерения |
2020 год (факт) |
2021 год (факт) |
2022 год (факт) |
2023 год (оценка) |
2024 год (прогноз) |
2025 год (прогноз) |
2025 год к 2022 году, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий |
тыс. тонн |
112,7 |
115,4 |
116,8 |
118,7 |
121,0 |
123,5 |
105,7 |
Производство скота и птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х |
тыс. тонн |
86,3 |
89,3 |
90,8 |
92,6 |
94,5 |
96,4 |
106,1 |
Производство молока в хозяйствах всех категорий |
тыс. тонн |
439,1 |
449,0 |
461,7 |
475,6 |
489,8 |
504,5 |
109,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
производство молока в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х |
тыс. тонн |
200,0 |
208,0 |
222,4 |
222,7 |
232,7 |
240,5 |
108,1 |
Производство молока по племенным организациям |
тыс. тонн |
79,4 |
84,4 |
92,7 |
100,1 |
108,1 |
116,8 |
126,0 |
Средний надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях |
кг |
6186 |
6571 |
7040 |
7180,8 |
7285,0 |
7358,0 |
104,5 |
Средний надой молока на 1 корову по племенным организациям |
кг |
7486 |
7587 |
7935 |
8101,0 |
8344,0 |
8594,3 |
109,3 |
Поголовье скота в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
КРС - всего |
тыс. голов |
196,9 |
197,9 |
198,8 |
200,8 |
201,8 |
202,8 |
102,0 |
в том числе коровы |
тыс. голов |
86,9 |
87,0 |
87,2 |
87,6 |
88,1 |
88,5 |
101,5 |
Овцы и козы |
тыс. голов |
148,3 |
160,2 |
153,0 |
160,0 |
168,3 |
175,1 |
114,4 |
Лошади |
тыс. голов |
4,4 |
4,2 |
5,1 |
5,3 |
5,4 |
5,6 |
109,3 |
Птица |
тыс. голов |
4145,2 |
5252,9 |
5319,9 |
5585,9 |
5865,2 |
6158,4 |
115,8 |
Свиньи |
тыс. голов |
143,8 |
132,0 |
126,7 |
128,3 |
128,5 |
128,6 |
101,4 |
Поголовье кур-несушек в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х |
тыс. голов |
741,2 |
851,9 |
858,2 |
909,7 |
964,3 |
1022,1 |
119,1 |
Производство яиц в хозяйствах всех категорий |
млн. штук |
294,9 |
310,3 |
359,3 |
380,9 |
403,7 |
427,9 |
119,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В настоящее время в республике продукция животноводства составляет более 50% всей сельскохозяйственной продукции. Основными подотраслями животноводства являются скотоводство, овцеводство и козоводство, свиноводство, коневодство и птицеводство.
По данным Чувашстата, по состоянию на 1 января 2023 г. в ЧР в хозяйствах всех категорий насчитывалось 198,8 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 87,2 тыс. голов коров, 126,7 тыс. голов свиней, 5,1 тыс. голов лошадей, 150,0 тыс. голов овец и коз.
Реализация Стратегии будет способствовать проведению единой политики и выработке общих направлений развития различных подотраслей животноводства, повышению уровня племенной работы, внедрению высоких технологий в сфере животноводства, повышению экономической стабильности сельхозтоваропроизводителей, снабжению населения республики жизненно важными продуктами питания.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Чувашской Республики, связанных с реализацией Стратегии, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках госпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики".
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 июля 2023 г. N 708-р
Опубликование:
сетевое издание "право21.рф" 4 июля 2023 г.