г. Краснодар |
|
25 мая 2017 г. |
Дело N А32-22148/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Кесаева З.А. (доверенность от 17.04.2017), в отсутствие истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и третьего лица - открытого акционерного общества "Пансионат "Олимпийский Дагомыс"", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-22148/2016, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 5136 кв. м с кадастровым номером 23:49:0125015:1055, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Дагомыс, ул. Ленинградская;
- истребовать из незаконного владения Российской Федерации в пользу муниципального образования город Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055;
- признать право собственности муниципального образования город Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055.
Требования мотивированы следующим. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 возникло на основании норм Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Поэтому основания для сохранения за Российской Федерацией права собственности (сохранения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о праве федеральной собственности) на данный участок отсутствуют.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Пансионат "Олимпийский Дагомыс"" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные инстанции установили, что право федеральной собственности на спорный участок зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке 21.11.2013. Поэтому право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 не могло прекратиться, а право собственности муниципального образования возникнуть на основании положений статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Признание зарегистрированного права отсутствующим либо признание права на вещь как способы защиты подлежат применению только в том случае, когда истец фактически владеет спорным имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Соответствующие разъяснения содержатся в пунктах 52, 58 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). С виндикационным требованием в суд может обратиться собственник, не владеющий имуществом, к лицу, в чьем незаконном владении оно находится (статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пункты 32, 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22). Материалы дела не подтверждают обстоятельства, с которыми Гражданский кодекс связывает возможность удовлетворения заявленных администрацией требований. Спорный земельный участок образован из участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1014 на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.06.2013 N 119-РП (образованы также земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0125015:1054 и 23:49:0125015:1056). Истцом не представлены доказательства того, что раздел исходного земельного участка произведен с нарушением норм земельного законодательства, а участок, из которого образован спорный земельный участок, находился в муниципальной собственности. При этом государственная регистрация права собственности Российской Федерации образованного (спорного) участка обусловлена разделом исходного земельного участка. Кроме того, положениями Закона N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу данного Закона. Исходя из приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали, что основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 к собственности муниципального образования город-курорт Сочи отсутствуют, поэтому пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба повторяет доводы искового заявления, апелляционной жалобы и мотивирована следующим. В территориальное управление департаментом имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) направлялось обращение о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1055. Указанный участок находится в федеральной собственности (выписка из ЕГРП от 21.11.2013 N 23-23-52/012/2013-241), обременения не зарегистрированы. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. В постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" закреплено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями. В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. В силу статьи 3.1 Федерального закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Спорный участок, входящий в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, не мог быть отнесен к собственности Российской Федерации. На основании пункта 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 обладает администрация. Регистрация права федеральной собственности на данный участок проведена с нарушением действующего законодательства, что препятствует поступлению денежных средств (арендных платежей) в бюджет муниципального образования город-курорт Сочи.
От территориального управления и общества отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Администрация и общество, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в адрес территориального управления направлено обращение департамента от 07.08.2014 N 18590/02-05-14 о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка площадью 5136 кв. м с кадастровым номером 23:49:0125015:1055. Испрашиваемый участок расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Дагомыс, ул. Ленинградская, и имеет вид разрешенного использования - для размещения пляжных сооружений.
Территориальное управление в письме, направленном в адрес департамента, сообщило, что право федеральной собственности на земельный участок зарегистрировано 21.11.2013 (после вступления в силу Закона N 244-ФЗ). Участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1014, на который право федеральной собственности не зарегистрировано. Поэтому земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 не подлежит передаче в муниципальную собственность (т. 1, л. д. 93, 94).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 зарегистрировано за Российской Федерацией (выписка из ЕГРП от 21.11.2013 N 23-23-52/012/2013-241), обременения (правопритязания) в ЕГРП не зарегистрированы (т. 1, л. д. 19).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на данный участок зарегистрировано незаконно, а спорный участок относится к муниципальному уровню собственности на основании положений Закона N 244-ФЗ, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения и о признании права, относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22 содержатся следующие разъяснения. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано в ЕГРП за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 названной статьи.
Законом N 244-ФЗ предусмотрен заявительный порядок передачи земельных участков (переоформления прав на участки из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Особенности передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность муниципальных образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРП, закреплены в частях 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. Право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Спорный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1014. Истцом не представлены доказательства того, что раздел исходного участка произведен ответчиком с нарушением норм земельного законодательства, а спорный участок (как и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:1014) находился в собственности муниципального образования город-курорт Сочи. При этом государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок обусловлена разделом исходного земельного участка представителем собственника (распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.06.2013 N 119-РП). Спорный земельный участок не находился (и не находится) во владении истца, не доказавшего также незаконность регистрации права собственности на него за Российской Федерацией. Установив, что законных оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1055 к собственности муниципального образования город-курорт Сочи не имеется, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе администрация приводит доводы о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований. По мнению органа местного самоуправления, его право на иск основано на нормах Закона N 244-ФЗ, положениях курортного законодательства, действовавшего до принятия указанного Закона, а также статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Данные доводы окружным судом отклоняются. Применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора, администрация ошибочно полагает, что к отношениям сторон подлежат применению нормы, приведенные в кассационной жалобе. Истец не является собственником (законным и фактическим владельцем) земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1055, а также не доказал правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций отказали администрации в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения от 26.10.2016 и апелляционного постановления 07.03.2017. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), окружным судом также не установлено.
Заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу N А32-22148/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе администрация приводит доводы о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований. По мнению органа местного самоуправления, его право на иск основано на нормах Закона N 244-ФЗ, положениях курортного законодательства, действовавшего до принятия указанного Закона, а также статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Данные доводы окружным судом отклоняются. Применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора, администрация ошибочно полагает, что к отношениям сторон подлежат применению нормы, приведенные в кассационной жалобе. Истец не является собственником (законным и фактическим владельцем) земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125015:1055, а также не доказал правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций отказали администрации в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2017 г. N Ф08-2928/17 по делу N А32-22148/2016