г. Краснодар |
|
26 мая 2017 г. |
Дело N А32-39818/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лаптева Алексея Карповича (ИНН 234401518803, ОГРНИП 304234414700029) - Чужиковой Е.Б. (доверенность от 26.11.2016), от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 15.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2017 (судья Семушин А.В.) по делу N А32-39818/2016, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лаптев Алексей Карпович (далее - глава хозяйства) подал в Арбитражный суд Краснодарского края иск к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о понуждении к заключению договора от 09.08.2016 N 384 купли-продажи земельного участка площадью 1 099 902 кв. м с кадастровым номером 23:22:0703000:123, расположенного по адресу (почтовый адрес ориентира): Краснодарский край, Новопокровский район, Покровский с/о, в границах ПСК "Восход", с 1- к 12, договора от 09.08.2016 N 385 купли-продажи земельного участка площадью 1 084 640 кв. м с кадастровым номером 23:22:0703000:125, расположенного по адресу (почтовый адрес ориентира): Краснодарский край, Новопокровский район, Покровский с/о, в границах ПСК "Восход", с 1- к 12 (далее - договоры купли-продажи, земельные участки с кадастровым номерами 23:22:0703000:123, 23:22:0703000:125) на условиях, указанных в протоколе разногласий.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2017 на департамент возложена обязанность по заключению с главой хозяйства договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:22:0703000:123, 23:22:0703000:125 с ценами соответственно 2 924 524 (два миллиона девятьсот двадцать четыре тысячи пятьсот двадцать четыре) рубля 15 копеек и 2 883 944 (два миллиона восемьсот восемьдесят три тысячи девятьсот сорок четыре) рубля 09 копеек. Цены определены в утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 Порядке определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края (далее - Порядок) из расчета двадцать процентов от кадастровой стоимости земельных участков, используемых главой хозяйства более 15 лет.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 ходатайство департамента о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы отклонено, жалоба возвращена.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс). Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что подписанный сторонами договор аренды исходного земельного участка от 24.04.2001 был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав), а соответственно и заключен только 11.07.2003.
С момента заключения договора аренды до момента обращения главы хозяйства с заявлением о выкупе земельных участков прошло 13 лет, поэтому цена выкупа должна составлять сорок процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства выразил мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления главы администрации Новопокровского района Краснодарского края (далее - администрация) от 11.03.2001 N 763 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство "Талисман", главой хозяйства которого является Лаптев А.К. Территориальным участком N 2344 по Новопокровскому району Краснодарского края Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о главе хозяйства как индивидуальном предпринимателе (свидетельство серии 23 от 26.05.2004 N 003788779).
Постановлением главы администрации от 16.04.2001 N 126 хозяйству предоставлен в аренду земельный участок площадью 333 га с кадастровым номером 23:22:0703000:0003 (далее - исходный земельный участок). Администрация (арендодатель) и хозяйство в лице его главы (арендатор) подписали договор от 24.04.2001 аренды исходного земельного участка до 16.04.2021. Запись о договоре аренды внесена в Единый государственный реестр прав 11.07.2003 с указанием срока аренды с 16.04.2001 по16.04.2021. Дополнительным соглашением от 01.01.2003 стороны уточнили номер договора (2200000687) и условия об арендной плате, дополнительным соглашением от 01.12.2003 N 1 - объект аренды (земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 3 318 894 кв. м, состоящий из земельных участков с кадастровыми номерами 23:22:0703000:123, 23:22:0703000:124, 23:22:0703000:125) и дополнительным соглашением от 01.01.2004 N 2 - условия об арендной плате. Право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:22:0703000:123, 23:22:0703000:124, 23:22:0703000:125 зарегистрировано 24.11.2006. По соглашению от 16.03.2007 права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703000:124 переданы иному лицу. По дополнительному соглашению от 01.11.2011 полномочия арендодателя переданы департаменту, номер договора аренды от 24.04.2001 изменен на 8822000230. В выписке из Единого государственного реестра прав от 14.09.2016 указано, что записи с номерами регистрации 23-23-29/004/2007-189, 23-23-29/004/2007-190 об аренде главы хозяйства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:22:0703000:123, 23:22:0703000:125 внесены в Единый государственный реестр прав 16.03.2007 на основании договора аренды земельного участка от 24.04.2001 N 8822999230 и дополнительного соглашения к нему от 01.12.2003 N 1.
Глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями от 11.07.2016 о приобретении земельных участков с кадастровыми номерами 23:22:0703000:123, 23:22:0703000:125 в собственность. Приказами от 09.08.2016 N 1395, 1399 оформлены решения департамента о предоставлении земельных участков в собственность главе хозяйства за плату в размере сорока процентов от их кадастровой стоимости (5 849 048 рублей - земельный участок с кадастровым номером 23:22:0703000:123 и 5767 888 рублей - земельный участок с кадастровым номером 23:22:0703000:125).
Главе хозяйства направлены соответствующие проекты договоров купли-продажи.
Глава хозяйства направил в департамента уведомления от 20.09.2016 о несогласии с выкупной ценой с протоколами разногласий к договорам купли-продажи, в которых указал выкупную цену в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельных участков. Письмом от 26.10.2016 N 52-5322-ж/16-12-03 департамент отклонил протоколы разногласий, указав на необходимость расчета срока пользования земельными участками с момента государственной регистрации договора аренды - 11.07.2003 и возможность определения цены выкупа участков в размере сорока процентов от их кадастровой стоимости.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения глава хозяйства в арбитражный суд. Законность решения арбитражного суда первой инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 4 статьи 421, статья 422). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443).
В случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статьи 445, 446).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Законом N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о выкупе) установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1). Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса установление порядка определения цены такого земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226, установлено, что в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Стороны не отрицают факт использования главой хозяйства земельных участков с момента подписания договора аренды. Формулировка регионального нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что в целях определения выкупной цены земельного участка имеет значение не момент заключения договора аренды с точки зрения статьи 433 Гражданского кодекса, а период законного использования земельного участка на правах аренды лицом, претендующим на заключение договора купли-продажи. У суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным использование главой хозяйства исходного земельного участка в период с момента подписания договора аренды до его государственной регистрации (с 24.04.2001 по 11.07.2003). В этой связи, на момент подачи главой хозяйства заявления о выкупе земельных участков (11.07.2016) срок их аренды превышал 15 лет. Признав соблюденным главой хозяйства претензионный порядок урегулирования спора о выкупной цене земельных участков, указав на доказанность факта законного пользования главой хозяйства земельными участками на правах аренды более 15 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения выкупной цены земельных участков в размере двадцати процентов от их кадастровой стоимости.
Соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
В связи с рассмотрением жалобы подлежит отмене приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.2017.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2017 по делу N А32-39818/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.