г. Краснодар |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А32-24428/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Горбаня Е.Ю. (доверенность от 08.12.2016), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Дробота Анатолия Ивановича (ИНН 230204557595, ОГРНИП 311237228700093) - Смусенко С.В. (доверенность от 29.05.2017), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дробота Анатолия Ивановича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А32-24428/2016, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Дроботу Анатолию Ивановичу (далее - предприниматель) о взыскании 324 210 рублей субсидии.
Решением от 30.10.2016 суд отказал департаменту в удовлетворении заявленного требования.
Решение суда мотивировано тем, что цель, на которую субсидия предоставлена - компенсация части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга достигнута, договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым предоставлена субсидия не признан недействительным, при этом, не изменялись условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4. Порядка субсидирования, регламентированным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Порядок), действовавшим в спорном периоде, срок действия договора финансовой аренды не превышает четырех лет; в договоре лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившего субсидию. При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение предпринимателем субсидии срока предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Постановлением от 22.02.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 30.10.2016 и удовлетворил требования департамента.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11. Порядка субсидирования установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом; невыполнение указанного условия является прямым нарушением, за которое договором предусмотрен возврат субсидии.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Предприниматель указывает, что им была подготовлена вся необходимая отчетная документация, однако представить ее департаменту в установленные сроки предприниматель не смог, в том числе в связи со сменой департаментом юридического адреса; предприниматель выполнил все установленные законом условия для предоставления субсидии и обеспечил соблюдение целей, на которые выделена субсидия.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.05.2017 до 16 часов 50 минут 06.06.2017.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Предприниматель обратился в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" (Приложение N 2 к подпрограмме "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика").
Приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение о признании предпринимателя прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края и предприниматель заключили договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства от 23.12.2014 N 37/14С (далее - договор субсидирования), предметом которого является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) от 20.02.2014 N АХ_ЭЛ/Мск-48316/ДЛ (далее - договор лизинга), заключенному предпринимателем с ООО "Элемент Лизинг" на сумму 4 536 520 рублей.
В силу пункта 2.2 договора субсидирования субсидия предоставляется в размере не более 70 процентов от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), с соблюдением пункта 1.10, подпункта 2.3.21 пункта 2.3 Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края Экономическое развитие и инновационная экономика", (далее - порядок предоставления субсидий) в сумме 324 210 рублей с учетом условий раздела 3 договора, в том числе 324 210 рублей за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 4.2 договора субсидирования при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора аренды (лизинга), субъект предпринимательства в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в договоре, представляет в министерство копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом предпринимательства лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между продавцом и лизингодателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 4.3 договора субсидирования субъект предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договоров финансовой аренды (лизинга), указанных в пункте 2.1 договора, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), указанного в пункте 2.1 договора субсидирования, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора - финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования; срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту предпринимательства по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Субъект предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в министерство (пункт 4.4 договора субсидирования).
Отчетность, указанная в пунктах 4.3, 4.4 договора субсидирования, предоставляется в министерство субъектом предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 4.6 договора субсидирования). Если информация, указанная в пунктах 4.3, 4.4 договора, не представляется субъектом предпринимательства в министерство в срок, установленный в пункте 4.6 договора субсидирования, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления министерством субъекта предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет (пункт 6.1 договора субсидирования).
Согласно пункту 6.3 договора субсидирования в случае выявления фактов нарушения условий, установленных порядком предоставления субсидии, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления министерством субъекта предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Платежным поручением от 29.12.2014 N 389442 департамент перечислил предпринимателю денежные средства в размере 324 210 рублей.
Установив, что срок договора финансовой аренды (лизинга) от 20.02.2014 N АХ_ЭЛ/Мск-48316/ДЛ истек 29.02.2015, при этом в нарушение пункта 4.2 договора субсидирования предприниматель в установленный договором срок не представил отчетность по договору финансовой аренды (лизинга), департамент направил предпринимателю письмо от 18.05.2016 N 333-2672/16-02-03 о необходимости возврата субсидии, полученной в целях возмещения части затрат на осуществление предпринимательской деятельности.
В связи с отказом предпринимателя возвратить денежные средства в добровольном порядке департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исполнителем мероприятий региональной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" является министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.01.2015 N 40 "О департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и о внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 755 "О министерстве экономики Краснодарского края" министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края переименовано в департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края.
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Приказ N 167) и от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственная программа Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 Приказа N 167, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 Приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 Приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1 настоящего приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
Суд первой инстанции установил, что 20.02.2014 ООО "Элемент Лизинг" (лизингодатель) и предприниматель (лизингополучатель) заключили договор финансовой аренды (лизинга) от 20.02.2014 N АХ_ЭЛ/Мск-48316/ДЛ (договор лизинга) по условиям которого лизингодатель приобретает в собственность предмет лизинга (экскаватор - погрузчик JCB 4CX14H2WM, 2013 года выпуска, заводской номер: JCB4CX4WT02257179) и предоставляет его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на условиях договора лизинга и общих правил финансовой аренды (лизинга). Общая сумма договора лизинга, включая НДС (в валюте договора лизинга) 4 536 520 рублей, включая НДС - 18% в размере 692 011 рублей 56 копеек.
В соответствии с пунктом 5.5.3 договора лизинга срок лизинга определен, - 24 месяца, начиная с даты акта приемки-передачи предмета лизинга в лизинг.
20 февраля 2014 года ООО "Элемент Лизинг" на основании договора лизинга передало предпринимателю по акту приема-передачи N АПП-036689 экскаватор-погрузчик JCB 4CX14H2WM, 2013 года выпуска, заводской номер: JCB4CX4WT02257179.
Соглашением от 17.12.2015 договор лизинга, заключенный ООО "Элемент Лизинг" и предпринимателем расторгнут ввиду досрочного выкупа предпринимателем техники. 24 декабря 2015 года ООО "Элемент Лизинг" и предприниматель заключили договор купли-продажи бывшего в эксплуатации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортного средства экскаватора-погрузчика JCB 4CX14H2WM, 2013 года выпуска, а также подписали акт приема-передачи транспортного средства от 14.12.2015 N АХ ЭЛ/Мск-48316/ДВ ДЗ.
Суд первой инстанции, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал и оценил, в том числе, в совокупности с иными доказательствами по делу договор лизинга, договор купли-продажи от 14.12.2015 транспортного средства и, установив, что предприниматель выполнил необходимые условия для предоставления субсидии и достигнута цель, на которую субсидия предоставлена, при этом, договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым предоставлена субсидия, не признан недействительным, условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4. Порядка субсидирования не изменялись, в договоре лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившего субсидию, сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования департамента.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что требование о сроках предоставления отчетности, на которое ссылается департамент, не относится к условиям предоставления субсидий, а относится к порядку их предоставления, следовательно, нарушение указанного требования не может служить основанием для предъявления требований о возврате субсидии на основании пункта 1.11 Порядка субсидирования.
При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы субсидии.
Судебные инстанции установили, что полученные предпринимателем денежные средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства.
Непредставление предпринимателем отчетности в установленный договором субсидирования срок не влечет обязанности последнего возвратить субсидию. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453). Такие обстоятельства судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда от 30.10.2016 и удовлетворения заявленного департаментом требования.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены, - постановление суда апелляционной инстанции от 22.02.2017 следует отменить, а решение суда первой инстанции от 30.10.2016 по делу N А32-24428/2016 - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 284- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А32-24428/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2016 по данному делу оставить в силе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Дроботу Анатолию Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 тыс. рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 19.04.2017 при подаче кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.