г. Краснодар |
|
21 июня 2017 г. |
Дело N А53-30092/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Совет" (ИНН 6167037658, ОГРН 1026100660607) и заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совет" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2017 (судья Парамонова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу N А53-30092/2016, установил следующее.
ООО "Совет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2016 N 09-16/950 Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением от 14.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2017, суд признал недействительным оспариваемое постановление в части назначения административного штрафа в размере 75 тыс. рублей. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствии оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного, суд на основании части 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса определил разумным и соответствующим целям административной ответственности размер штрафа в сумме 75 тыс. рублей.
В кассационной жалобе общество просит полностью отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования "или назначить административное наказание в виде предупреждения". Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, его вина в совершении вмененного ему правонарушения не доказана; суды не установили обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность общества, не выяснили характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; суды не учли, что общество действовало в соответствии с размещенным на сайте службы приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.12.2015 N 414; а также обстоятельства, указывающие на малозначительность совершенного обществом административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, полагая, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 08.09.2016 N 918 управление провело внеплановую выездную проверку деятельности общества, в ходе которой выявило несоблюдение обществом порядка учета алкогольной продукции при ее обороте, определенного положениями статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 1459), приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - приказ N 149).
Проверкой установлены следующие нарушения.
В части несвоевременной фиксации информации об отгрузке алкогольной продукции: Согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Совет" (ТШН 6167037658) 10.02.2016 зафиксирована информация о поставках 14.01.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "СОФИЯ" (ИНН 6102023858), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, согласно следующей товарно-транспортной накладной от 14.01.2016 N 14.
По данным, отраженным в ЕГАИС, ООО "Совет" 15.01.2016 зафиксирована информация о поставке 14.01.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "777" (ИНН 6140023390), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика по ТТН от 14.01.2016 N 9 в объеме 8,38 дал, что также подтверждается информацией о закупке алкогольной продукции по указанной ТТН, зафиксированной ООО "777" (ИНН 6140023390, КПП 614032001, адрес: Ростовская область, Азов г., Мира ул./ пер. Коллонтаевский, 49/109, литер АА1, ком. 14,17,18,20, 1 этаж) в ЕГАИС 15.01.2016.
02 февраля 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 01.02.2016 алкогольной продукции в адрес ООО ПКП "Приоритет" (ИНН 6141032983), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции, согласно товарно-транспортной накладной от 01.02.2016 N 48.
02 февраля 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 01.02.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "Гигант" (ИНН 6150006130), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика, согласно товарно-транспортной накладной от 01.02.2016 N 47.
03 февраля 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 02.02.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "Микс" (ИНН 6161048004), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, согласно товарно-транспортной накладной от 02.02.2016 N 52.
05 февраля 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 04.02.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "Империя" (ИНН 6102058674), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, согласно товарно-транспортной накладной от 04.02.2016 N 58.
09 февраля 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 08.02.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "Олимп" (ИНН 6150047351), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции, согласно товарно-транспортной накладной от 08.02.2016 N 62.
22 января 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 18.01.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "Олимп" (ИНН 6150047351), т. е. после выезда транспортного средства с территории организации - поставщика продукции, согласно товарно-транспортной накладной от 18.01.2016 N 27.
18 марта 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 17.03.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "Посейдон" (ИНН 6101037618), т.е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, согласно товарно-транспортной накладной от 17.03.2016 N 180.
14 января 2016 года в ЕГАИС зафиксирована информация о поставках 13.01.2016 алкогольной продукции в адрес ООО "777" (ИНН 6140023390), т. е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции согласно товарно-транспортной накладной от 13.01.2016 N 00000000013 (товарно-транспортная накладная обществом не представлена).
Управление выявило также отсутствие фиксации обществом в ЕГАИС сведений о поставке алкогольной продукции.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным от 30.03.2016 N 209 и 210 в адрес ООО "ИРИНА" (ИНН. 6125018036). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 9,44 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным от 14.01.2016 N 17, 26.01.2016 N 37, 03.02.2016 N 54 в адрес ООО "Стандарт Плюс" (ИНН 6150047224). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 11,57 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным от 14.01.2016 N 15, 09.03.2016 N 151 в адрес ООО "ТРИ-А-ДОН" (ИНН 6102059117). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 8,335 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по следующей представленной ТТН от 06.01.2016 N 1 в адрес ООО "ДАРЬЯ" (ИНН 6140023810). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 12,79 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по следующей представленной ТТН от 11.01.2016 N 2 в адрес ООО "Алла" (ИНН 6141026637). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 3,695 дал.
В в "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 12.01.2016 N 3 в адрес ООО "Апельсин" (ИНН 6167082700). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 2,95 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 12.01.2016 N 6 в адрес ООО "ФРЕГАТ" (ИНН 6140024210). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 2,5 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным от 13.01.2016 N 7, 8, 10, 69, от 10.02.2016 N 72 в адрес ООО "777" (ИНН 6140023390). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 56,125 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 14.01.2016 N 13 в адрес ООО "Аригато" (ИНН 6150048299). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 0,95 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 14.01.2016 N 16 в адрес ООО "Ника" (ИНН 6102028084). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 19,4 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по следующей представленной ТТН от 14.01.2016 N 18 в адрес ООО "ЛЭНД" (ИНН 6150047320). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 3,27 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 15.01.2016 N 19 в адрес ООО "Олимп" (ИНН 6150047351). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 4,85 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным от 27.01.2016 N 40 и 12.01.2016 N 4 в адрес ООО "Фирма АСП" (ИНН 6141032905). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 6,755 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 21.03.2016 N 184 в адрес ООО "КЗПТ Аксайского Райпо" (ИНН 6102001621). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 8,32 дал.
В "Отчете об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", сформированном в ЕГАИС, отсутствуют сведения о фиксации ООО "Совет" (ИНН 6167037658) информации об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 18.01.2016 N 24 в адрес ООО "Транспортный участок" (ИНН 6150050192). Общий объем незафиксированной поставки алкогольной продукции составил 1,345 дал.
По фактам выявленных нарушений управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 11.10.2016 N 09-16/950 и постановлением от 21.10.2016 N 09-16/950 привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса.
В соответствии со статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно 14.19 Кодекса нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. рублей.
Статьей 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением N 1459. Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом N 149.
В соответствии с абзацем первым пункта 5.1.1 приложения N 5 к приказу N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы административного дела и, установив, что общество в нарушение положений Закона N 171-ФЗ и приказа N 149 осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса.
Суды исследовали довод общества со ссылкой на приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.12.2015 N 414 и обоснованно отклонили его, поскольку указанный приказ не был официально опубликован, не прошел процедуру обязательной регистрации в Минюсте России, в связи с чем не обладал признаками нормативного акта, обязательного к применению участниками рынка оборота алкогольной продукции.
Суды обоснованно указали, что в своей деятельности общество, являющееся добросовестным участником рынка алкогольной (спиртосодержащей) продукции, должно было руководствоваться приказом N 149, поскольку указанный приказ является действующим нормативным документом, зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 N 330, официально опубликован 29.08.2014 в "Российской газете". Суды исходили из того, что в случае наличия у общества сомнений в том, какие приказ и порядок подачи заявок для фиксации в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции подлежат применению, ему надлежало обратиться в уполномоченный орган для получения разъяснений по данному вопросу, что общество не сделало. Доказательства обратного общество не представило.
Суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств принятия обществом всех возможных и необходимых мер для надлежащего исполнения обязанностей; отсутствие препятствий для ознакомления общества с действующими нормативными требованиями, а также на то, что общество является профессиональным участником рынка алкогольной продукции и осознавало важность соблюдения порядка фиксации в ЕГАИС информации об обороте алкогольной продукции.
Суды обоснованно учли, что нарушение порядка и сроков фиксации объемов оборота алкогольной продукции создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования. Совершенное обществом правонарушение препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля в части отслеживания легальности оборота алкогольной продукции, который в том числе обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья граждан.
Оценив конкретные обстоятельства совершения обществом правонарушения с учетом его характера и степени общественной опасности (в том числе с учетом заблуждения общества относительно сроков подачи заявок), суды сделали вывод об отсутствии оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса, указав, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении возможных материальных последствий в виде неуплаченных в бюджет налогов, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суды с учетом всех установленных по данному делу обстоятельств совершения обществом административного правонарушения, поведения общества, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, на основании частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, финансового положения общества, сделали вывод о том, что штраф в размере 75 тыс. рублей является адекватной формой государственного реагирования, указав, что назначение обществу административного наказания ниже низшего предела отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания, соответствует характеру совершенного правонарушения и позволяет достичь цели предупреждения новых правонарушений.
Судебные инстанции установили соблюдение административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса. Документально данный вывод общество не опровергло.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А53-30092/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.