г. Краснодар |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А32-22730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от прокуратуры Краснодарского края - Сыса Н.А. (служебное удостоверение), от ответчиков: Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Крохмаль Д.А. (доверенность от 30.12.2016), общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов" (ИНН 2315189650) - Чеботарева А.Н. (доверенность от 29.07.2016), в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу прокуратуры Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 (судьи Чотчаев Б.Т., Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-22730/2016, установил следующее.
Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), Краснодарской региональной научной-экологической общественной организации "Экомониторинг" (далее - общественная организация) и обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов" (далее - общество) о признании недействительными торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды лесного участка земель лесного фонда площадью 4,3114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22, оформленных протоколом от 14.05.2014 N 14-03а-030; признании недействительным договора от 26.05.2014 N 14-03а-030 аренды лесного участка площадью 4,3114 га с кадастровым номером 23:47:0000000:3520; признании недействительным дополнительного соглашения от 11.12.2014 к договору от 26.05.2014 N 14-03а-030; признании недействительным договора уступки от 26.12.2014 права аренды лесного участка площадью 4,3114 га с кадастровым номером 23:47:0000000:3520, заключенного общественной организацией и обществом, применении последствий недействительности сделки путем возложения на общество обязанности возвратить министерству лесной участок площадью 4,3114 га с кадастровым номером 23:47:0000000:3520, расположенный в Новороссийском лесничестве, на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22.
Иск мотивирован тем, что в нарушение требований закона министерство предоставило участок лесного фонда с видом разрешенного использования "осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности" общественной организации, которая такую деятельность не осуществляет.
Из устава данного юридического лица и Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) следует, что осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности к основным и дополнительным видам не относится.
Решением от 11.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что общественная организация является научной организацией. Факт отсутствия лицензии на образовательную деятельность не свидетельствует о нарушениях, допущенных при проведении аукциона. В материалы дела представлены доказательства фактического осуществления общественной организацией научной деятельности, в числе которых договоры на создание научной продукции, заключенные с третьими лицами. Общественная организация, являющаяся арендатором лесного участка, вправе осуществлять один из видов деятельности (научной либо образовательной) и может претендовать на получение в аренду лесного участка. Получение лицензии на образовательную деятельность носит заявительный характер, данное лицо имеет правовую возможность ее получить.
В кассационной жалобе прокурор просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Из устава общественной организации и сведений ЕГРЮЛ следует, что осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности не относится к основным и дополнительным видам деятельности данного юридического лица, что подтверждено информацией Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу от 19.05.2016, а также отражено (как нарушение законодательства) в акте выездной внеплановой проверки от 18.03.2016. Общественная организация является добровольным, основанным на членстве, самоуправляемым некоммерческим объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности их интересов для решения экологических проблем и природоохранной деятельности. Общественная организация не намерена использовать лесной участок в тех целях, о которых просила в заявлении, ее действия свидетельствуют о намерении извлекать из лесного участка прибыль, получив в том числе компенсацию от общества по договору уступки прав.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители министерства и общества просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Территориальное управление и общественная организация явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола аукциона от 14.05.2014 N 14-03а-030 (т. 1, л. д. 26, 27) министерство заключило с общественной организацией как единственным его участником по лоту N 30 договор от 26.05.2014 N 14-03а-030 аренды лесного участка площадью 4,3114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, на территории Шесхарисского участкового лесничества, квартал 100А, части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22, вид разрешенного использования участка "осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности". Срок действия договора установлен на 49 лет - до 26.05.2063, размер арендной платы - 4 рубля 87 копеек в год. По акту приема-передачи от 26.05.2014 участок передан арендатору. Сделка зарегистрирована в установленном законом порядке (запись от 16.06.2014 N 23-23-21/103/2014-474) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; т. 1, л. д. 28 - 48).
11 декабря 2014 года министерство и общественная организация заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 26.05.2014 N 14-03а-030 о внесении изменений в пункт 1.3 договора.
26 декабря 2014 года общественная организация и общество заключили договор уступки прав аренды лесного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:3520 по договору аренды от 26.05.2014 N 14-03а-030 (т. 1, л. д. 53 - 58).
Считая торги, договор аренды в редакции дополнительного соглашения, а также договор уступки прав недействительными, прокурор обратился с иском в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Леной кодекс) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи.
На основании части 1 статьи 78 Лесного кодекса договоры аренды лесных участков, находящиеся в государственной собственности, заключаются по результатам аукционов.
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления (статьи 81 - 84 Лесного кодекса).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности является одним из видов лесопользования.
Частью 1 статьи 40 Лесного кодекса предусмотрена возможность использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.12.2011 N 548, при использовании лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности допускается создание и использование на лесных участках полигонов, опытных площадок для проведения научных исследований изучения природы леса, обучения в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с объектами необходимой лесной инфраструктуры.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Под образованием Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В силу статьи 12 Закона об образовании образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников; образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации; образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
На основании подпункта 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) в соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В силу пункта 2 статьи 3 Закона 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Статьей 33.1 Закона об образовании также предусмотрено лицензирование образовательной деятельности.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу о том, что общественная организация является научной организацией, а само по себе отсутствие лицензии на образовательную деятельность не свидетельствует о нарушениях, допущенных при проведении аукциона.
Согласно положениям аукционной документации участником аукциона по лоту N 30 могли быть только научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения ввиду определения цели предоставления лесного участка в аренду - "использование в научно-исследовательской и образовательной деятельности".
В соответствии с учредительными документами, общественная организация создана для совместной деятельности граждан, принимающих участие в решении экологических проблем и природоохранной деятельности на территории Краснодарского края.
На основании пункта 2.1 устава основной целью общественной организации является совместная деятельность по экологическому образованию, научному просвещению и воспитанию. Для достижения уставных целей общественная организация осуществляет, в том числе разработку научных программ, изучение биоценоза эндемических видов животных и растений, проведение мониторинга водных объектов (пункт 2.2 устава). В материалах дела имеются договоры на создание научной продукции, заключенные с третьими лицами, свидетельствующие о фактическом осуществлении общественной организацией научной деятельности.
Согласно пункту 2.3 устава общества предметом его деятельности является научные исследования и разработки в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. На основании пункт 2.4 устава общество осуществляет такие виды деятельности, как: научные исследования и разработки в области естественных и технических, общественных и гуманитарных наук; обучение в образовательных учреждениях. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении общества, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук указаны в качестве основного вида его деятельности.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств (статья 71 Кодекса) позволили судам сделать вывод об отсутствии оснований для признания аукциона и заключенных по его результатам сделок недействительными.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства.
С учетом изложенного, арбитражный суд округа не усматривает оснований для отмены решения от 11.11.2016 и апелляционного постановления от 16.02.2017 по доводам кассационной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А32-22730/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.