г. Краснодар |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А32-36821/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Фирма "Агрокомплекс" имени Н.И. Ткачева" (ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635) - Загорулина А.А. (доверенность от 02.09.2016), от заинтересованного лица - администрации Староминского сельского поселения Староминского района (ИНН 2350009500, ОГРН 1052328000361) - Дорофеева М.Г. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2017 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А) по делу N А32-36821/2016, установил следующее.
АО "Фирма "Агрокомплекс" имени Н.И. Ткачева" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Староминского сельского поселения Староминского района (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 27.05.2016 N 388 "Об определении гарантирующей организации по оказанию услуг водоотведения на территории Староминского сельского поселения Староминского района" (далее - постановление N 388).
Решением от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2017, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Материалами дела подтверждается эксплуатация обществом канализационных сетей, к которым присоединено наибольшее количество абонентов.
Суд учел представленную администрацией схему водоснабжения и водоотведения Староминского сельского поселения на период до 2030 года, согласно которой к водопроводным и (или) канализационным сетям общества присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, получающих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, основным видом деятельности общества является смешанное сельское хозяйство (ОКВЭД 01.50). Наделение общества статусом гарантирующей организации повлечет возложение на него обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) для гарантирующей организации, в частности, обязанности по заключению и исполнению договоров с лицами, чьи объекты присоединены к водопроводным и канализационным сетям, не принадлежащим обществу, дополнительные финансовые затраты на создание службы, осуществляющей обслуживание абонентов. Обжалуемое постановление принуждает общество выполнять несвойственную ему деятельность, требующую необходимую для этого материальную базу (спецтехника, инструменты, материалы), которые у него отсутствуют и приобретение которого несет значительные финансовые затраты. Суды не оценили тот факт, что протяженность канализационной сети Староминского сельского поселения составляет 11 км, из них 6 км - самотечные сети и 5 км - напорные. Из всей канализационной системы обществу на праве собственности принадлежат очистные сооружения площадью 46,2 кв. м и на праве аренды земельный участок площадью 78912 кв. м, расположенный по адресу: Староминский район, ул. Зеленая, с разрешенным видом использования - для использования очистных сооружений. Сети водоотведения в ст-це Староминской обществу не передавались и на балансе у него не стоят. Указание в подразделе 2.1 раздела 2 схемы водоотведения на то, что через канализационные очистные сооружения общества принято фактически 67,986 тыс. куб. м сточных вод, не подтверждает факт присоединения наибольшего количества абонентов к его канализационным сетям. Не подтверждает факт присоединения к обществу наибольшего числа абонентов также раздел 6 схемы водоотведения "Оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения". Представленные администрацией документы не подтверждают статус общества как гарантирующей организации. Электронные письма с перечнем абонентов общества являются ненадлежащими доказательствами, поскольку не содержат подписи уполномоченного лица. Договор от 01.01.2012 подписан неуполномоченным лицом (Тарапина С.Г.), так как согласно выписке из протокола заседания Совета директоров от 24.03.2012 года на 01.01.2012 генеральным директором общества являлся Горелов Р.Г., полномочия которого прекращены 26.03.2012.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по инициативе главы администрации на основании договора от 07.07.2015 N 290 ООО "Экспертно-консультационный центр "Диагностика и контроль"" разработана схема водоснабжения и водоотведения Староминского сельского поселения на период до 2030 года N 15/25-06-2015-СВиВ-29, утвержденная постановлением N 878.
Согласно схеме водоотведения организацией, осуществляющей водоотведение части потребителей услуг Староминского сельского поселения, является общество, на долю которого приходится 100% объема отводимой воды.
В соответствии с Законом N 416-ФЗ 27.05.2016 администрация вынесла постановление N 388, которым общество определено гарантирующей организацией по оказанию услуг водоотведения согласно утвержденной схеме водоотведения на территории Староминского сельского поселения Староминского района.
Общество, полагая, что постановление N 388 является незаконным, обратилось с заявлением в суд.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно части 2 указанной статьи Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Законом N 416-ФЗ определены критерии, которые являются обязательными для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению: наличие в эксплуатации канализационных сетей и присоединение к данным сетям наибольшего количества абонентов. При отсутствии указанных признаков орган местного самоуправления не вправе определять гарантирующую организацию в силу прямого противоречия части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ.
Частью 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Суд установил, что согласно схеме водоснабжения организацией, осуществляющей водоотведение части потребителей услуг Староминского сельского поселения, является общество, на долю которого приходится 100% объема отводимой воды. Сбор и транспортировку сточных вод осуществляет одна организация, деятельность которой подлежит тарифному регулированию и состоит в передаче сточных вод сети водоотведения или очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях. Общество эксплуатирует канализационные очистные сооружения по очистке хозяйственно-бытовых стоков с производительностью от 12 тыс. куб. м в сутки. На данных сооружениях проходят очистку около 1,8 тыс. куб. м сточных вод в сутки, что составляет 100% от количества стоков, поступающих в централизованную систему водоотведения. На сети водоотведения расположена одна канализационная насосная станция, которая находится в ведении общества. В административных границах Староминского сельского поселения на 70% территории система водоотведения отсутствует полностью. Численность проживающих жителей на указанных территориях оценивается в 28 тыс. человек. Количество абонентов сети водоотведения составляет 1263 физических лица и 36 юридических лиц. Основная часть сточных вод от потребителей на территории Староминского сельского поселения поступает в систему коммунальной канализации, обслуживаемую обществом. В схеме водоотведения (подраздел 2.1 раздела 2) отражен баланс поступления сточных вод за 2014 год на основании сведений администрации Староминского сельского поселения, данных из справочно-информационной системы и материалов генерального плана поселения. Согласно ему объем сточных вод, прошедших очистку на очистных сооружениях, составляет 67,986 тыс. куб. м в год. Реализация услуги водоотведения - 61,471 тыс. куб. м в год. В таблице 2, отраженной в подразделе 2.1 раздела 2 схемы водоотведения, указано, что с территории многоквартирной жилой застройки ст-цы Староминской через канализационные очистные сооружения ОАО "МПК "Староминский"" принято фактически 67,986 тыс. куб. м сточных вод, итого по зоне водоотведения - 67,986 тыс. куб. м сточных вод. Аналогичное значение объема сточных вод, поступивших в централизованную систему канализации за 2014 год, отражено в таблице, содержащейся в подразделе 3.1 раздела 3 схемы водоотведения. Согласно сведениям, предоставленным обществом (т. 2, л. д. 161), через канализационные очистные сооружения общества за 2015 год пропущено сточных вод от населения 25 тыс. куб. м, от организаций, финансируемых из бюджета - 26 тыс. куб. м, от промышленных предприятий - 27 тыс. куб. м, от прочих организаций - 28 тыс. куб. м, от других канализаций или отдельных канализационных сетей - 29 тыс. куб. м. В силу части 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ достаточно эксплуатации организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, водопроводных и (или) канализационных сетей, для наделения ее статусом гарантирующей организации.
Суд установил, что к водопроводным и (или) канализационным сетям общества присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, получающих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие двух критериев, позволяющих определить предприятие в качестве гарантирующей организации, а именно: эксплуатация канализационных сетей и присоединение к данным сетям наибольшего количества абонентов.
При таких обстоятельствах постановление администрации N 388 вынесено в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, поэтому суды правомерно отказали обществу в удовлетворении его требований.
Доводы заявителя о том, что основным видом деятельности общества является смешанное сельское хозяйство (ОКВЭД 01.50), обжалуемое постановление принуждает общество выполнять несвойственную ему деятельность, требующую необходимую для этого материальную базу (спецтехника, инструменты, материалы), которые у него отсутствуют и приобретение которого несет значительные финансовые затраты, оценен судом апелляционной инстанции и отклонен. Согласно уставу общество вправе осуществлять такие виды деятельности, как строительство и ремонт водопроводных сетей, оказание населению услуг по водоотведению сточных вод (канализации).
Указывая на то, что электронные письма с перечнем абонентов общества являются ненадлежащими доказательствами, поскольку не содержат подписи уполномоченного лица, общество документально не опровергло содержащиеся в них сведения.
Ссылка общества на протокол заседания Совета директоров от 24.03.2012 несостоятельна, так как он не был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не полномочен оценивать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А32-36821/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.