г. Краснодар |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А32-39770/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), органа, осуществляющего публичные полномочия, - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2017 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-39770/2016, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260;
- обязать территориальное управление принять решение о передаче указанных земельных участков в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Заявление основано на положениях Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью бездействия уполномоченного федерального органа по вопросу о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1260 и 23:49:0308002:3149, относящихся к муниципальной собственности, нарушающего права (интересы) муниципального образования город-курорт Сочи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1260 и 23:49:0308002:3149. На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0301004:1260 расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности Васильевой А.М., на участке с кадастровым номером 23:49:0308002:3149 - жилой дом, принадлежащий на праве собственности Васильевой О.А. Право федеральной собственности на указанные участки зарегистрировано в ЕГРП после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Территориальное управление отказало в передаче земельных участков в муниципальную собственность, что послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявленными требованиями. Суды при разрешении спора исходили из положений статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и норм Закона N 244-ФЗ, предусматривающего основания и порядок передачи земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения из собственности Российской Федерации в собственность муниципальных образований. Для передачи таких земельных участков на основании Закона N 244-ФЗ необходимо, чтобы участок находился в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения, а государственная регистрация права на него за Российской Федерацией была осуществлена до вступления в силу названного Закона. Поскольку право федеральной собственности на испрашиваемые администрацией земельные участки возникло в 2011 году, то есть после принятия Закона N 244-ФЗ, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для передачи их в муниципальную собственность на основании процедур, предусмотренных названным Законом. С учетом установленных обстоятельств, а также положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды первой и апелляционной инстанций отказали органу местного самоуправления в удовлетворении заявленных требований.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба повторяет доводы искового заявления, апелляционной жалобы и мотивирована следующим. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1260 и 23:49:0308002:3149 относятся к категории земель населенных пунктов, следовательно, к порядку их передачи применимы нормы Закона N 244-ФЗ. В силу норм природоохранного законодательства, а также положений статьи 1 Закона N 244-ФЗ, особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Исключение составляют земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений. Муниципальное образование город-курорт Сочи приобрело право собственности на участок в силу императивного указания закона, а именно частей 7 и 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ и как собственник вправе истребовать его из чужого незаконного владения на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Объекты федеральной собственности на земельных участках, право на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, отсутствуют, во владение территориального управления данные участки не поступали, ответчик владение спорными участками не осуществляет. Земельные участки не могут быть отнесены к федеральной собственности на основании норм Земельного кодекса и положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Право федеральной собственности должно быть признано отсутствующим с погашением соответствующей записи в ЕГРП как безосновательно зарегистрированное и не соответствующее реальной принадлежности и фактическому использованию земельных участков. Правовая позиция администрации соответствует также разъяснениям, содержащимся в пунктах 52 - 58 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22).
От территориального управления отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1260 и 23:49:0308002:3149. Право федеральной собственности на указанные земельные участки зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, что подтверждается представленными территориальным управлением в материалы дела выписками из ЕГРП от 08.08.2016 (л. д. 29, 30).
Глава города Сочи направил в адрес руководителя территориального управления предложение (оформлено письмом от 20.05.2016) о принятии решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0301004:1260, 23:49:0308002:3149 из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи. Предложение обоснованно ссылками на часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, к письму приложены выписки из ЕГРП и кадастровые паспорта указанных земельных участков (л. д. 35 -36, 37 - 38).
Территориальное управление направило в адрес администрации письмо от 14.04.2016 N 08/5473, в котором сослалось на отсутствие оснований для передачи в муниципальную собственность испрашиваемых земельных участков. Отказ мотивирован наличием на данных участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам, и сложившейся судебной практикой (л. д. 9 - 10).
20 мая 2016 года администрация направила заявление N 5338/07-02-12 о повторном рассмотрении вопроса о передаче в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260 (л. д. 11 - 15).
В письме от 27.07.2016 N 04/11343 территориальное управление сообщило о необходимости применения норм специального права, а именно частей 1 - 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, и отсутствии в этой связи оснований для передачи земельных участков, предусмотренных статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса (л. д. 18 - 21).
Ссылаясь на то, что в нарушение норм Закона N 244-ФЗ решение о передаче указанных участков территориальным управлением не принято, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия уполномоченного органа незаконным. Орган местного самоуправления просил также суд обязать территориальное управление принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Из материалов дела следует, что спор между сторонами возник в связи с уклонением территориального управления от принятия решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260 в муниципальную собственность, предусмотренного частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Порядок передачи из федеральной собственности в собственность иных публично-правовых образований (в том числе, в собственность муниципальных районов и городских округов) земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, урегулирован названным Законом.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ передача указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), допустимо в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили, что право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260 зарегистрировано в 2011 году, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Названным Федеральным законом не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в его силу (20.12.2008). Иные основания для передачи испрашиваемых земельных участков из федеральной в муниципальную собственность в заявлении администрации также не приведены. С учетом изложенного, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260 не подлежат передаче в муниципальную собственность на основании частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения требований, обоснованные ссылками на нормы Закона N 244-ФЗ, и разъяснения, содержащиеся в постановлении от 29.04.2010 N 10/22, окружным судом отклоняются. Истец ошибочно понимает положения названного Закона применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора. Податель жалобы не учитывает, что названным Законом не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано после вступления его в силу (декабрь 2008 года). Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Иные доводы, приведенные органом местного самоуправления в кассационной жалобе, не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Они не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2017 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А32-39770/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили, что право федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260 зарегистрировано в 2011 году, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Названным Федеральным законом не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в его силу (20.12.2008). Иные основания для передачи испрашиваемых земельных участков из федеральной в муниципальную собственность в заявлении администрации также не приведены. С учетом изложенного, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0308002:3149 и 23:49:0301004:1260 не подлежат передаче в муниципальную собственность на основании частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
...
Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения требований, обоснованные ссылками на нормы Закона N 244-ФЗ, и разъяснения, содержащиеся в постановлении от 29.04.2010 N 10/22, окружным судом отклоняются. Истец ошибочно понимает положения названного Закона применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора. Податель жалобы не учитывает, что названным Законом не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано после вступления его в силу (декабрь 2008 года). Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июля 2017 г. N Ф08-3420/17 по делу N А32-39770/2016