г. Краснодар |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А32-26503/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Белой А.Н. (доверенность от 19.02.2016), в отсутствие ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2016 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-26503/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация) о возложении обязанности на администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять по акту приема-передачи в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения: теплотрассу магистральную, расположенную по адресу: г. Сочи, ул. Ленина, 181 и ДУ-44 бойлерную, расположенную по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 81 - 83 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление).
Решением суда от 19.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.05.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель указывает, что в деле отсутствуют доказательства того, что администрация направляла в уполномоченный орган предложение о передаче объектов жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную. Общество не представило доказательств нарушения своих прав нахождением имущества у него на балансе.
В отзыве на кассационную жалобу акционерное общество считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель акционерного общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя акционерного общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на забалансовом учете Краснодарской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала акционерного общества значатся следующие объекты: теплотрасса магистральная, расположенная по адресу:
г. Сочи, ул. Ленина, 181, и ДУ-44 бойлерная, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 81 - 83.
Акционерное общество указывает, что в Министерстве путей сообщения Российской Федерации при каждой дистанции гражданских сооружений существовали домоуправления с целью содержания и обслуживания жилых домов и инженерных коммуникаций к ним.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги"" весь жилой фонд с инженерными коммуникациями подлежал передаче в муниципальную собственность, а с 1992 года осуществлялась приватизация квартир населением.
По указанной причине домоуправления в состав акционерного общества не вошли и были расформированы, а объекты коммунально-бытового назначения перешли на забалансовый учет - 017.
Учет спорных объектов на данном счете подтвержден справками акционерного общества от 28.02.2017 N 412 и 413.
08 апреля 2004 года распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1499-р, Министерства Финансов Российской Федерации N 110А и Министерства путей сообщения Российской Федерации N Т-92р, во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги"", утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1).
Пунктом 2 указанного распоряжения установлено, что акционерное общество осуществляет содержание указанных в пункте 1 данного распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо закрепления на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Дирекция инвестиционных программ Министерства имущественных отношений Российской Федерации".
Согласно приложению N 1 к постановлению главы города Сочи от 16.02.2005 N 467 "О передаче в муниципальную собственность города Сочи жилых домов и инженерных сетей с баланса открытого акционерного общества "Железные дороги" в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий города Сочи", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", совместного распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р и статьи 24 Устава города Сочи, на акционерное общество возложена обязанность передать безвозмездно в муниципальную собственность города Сочи на баланс специализированным эксплуатационным жилищно-коммунальным предприятиям города Сочи, а соответствующим эксплуатационным жилищно-коммунальным предприятиям города Сочи указано на необходимость принятия на баланс в хозяйственное ведение по акту приема-передачи объектов теплоснабжения домоуправления N 44 акционерного общества, в том числе: теплотрасса магистральная, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Ленина, 181, и ДУ-44 бойлерная, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 81 - 83.
По вопросу передачи в муниципальную собственность города Сочи жилых домов и инженерных сетей, включая спорные, с баланса акционерного общества в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий города Сочи, рассмотрен спор в рамках дела N А32-34851/2013.
В данном деле администрация обратилась с иском к акционерному обществу и к управлению, в котором просила обязать ответчиков передать в муниципальную собственность города Сочи на баланс специализированным эксплуатационным жилищно-коммунальным предприятиям города Сочи сети теплоснабжения в соответствии с приложением N 1 к постановлению главы города Сочи от 16.02.2005 N 467 "О передаче в муниципальную собственность города Сочи жилых домов и инженерных сетей с баланса открытого акционерного общества "Железные дороги" в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий города Сочи" путем подписания акта приема-передачи сетей теплоснабжения в надлежащем состоянии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014, в удовлетворении заявленного иска отказано. В раках указанного дела суды установили, что объекты инженерной инфраструктуры, не вошедшие в уставный капитал акционерного общества, включены в реестр федерального имущества, как объекты составляющие казну Российской Федерации. На основании приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 полномочия по передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальных образований на территории Краснодарского края закреплены за управлением, поэтому акционерное общество является ненадлежащем ответчиком по заявленному иску, так как обязанность по передаче спорного имущества в муниципальную собственность лежит на Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом и его территориальных органах. Суд также пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению и по отношению к управлению, так как препятствие в передаче спорных сетей в муниципальную собственность чинит сама администрация. Администрация не обращалась к управлению с заявлением о передаче ему конкретных сетей теплоснабжения, не издавала акт о принятии такого имущества, не обжаловала бездействие управления, в связи с чем ее обращение в арбитражный суд с иском является преждевременным. В письме от 31.05.2010 N 13-07/6879, адресованном главе администрации города Сочи, управление указало, что направляет перечень объектов инженерной инфраструктуры, расположенных в городе Сочи, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность. В связи с тем, что инициатива по передаче имущества должна исходить от муниципального образования, управление просило в кротчайший срок направить ему предложение администрации о передаче указанного имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования. Поскольку администрация не направила свои предложения с пообъектным перечнем имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, управление 05.09.2013 повторно направило в адрес администрации письмо N 08-06/10406 с перечнем объектов инженерной инфраструктуры, предлагаемых к передаче в собственность муниципального образования город Сочи. Однако доказательства того, что администрация соблюдала указанный порядок передачи федерального имущества в собственность муниципального образования, в том числе направила в адрес управления перечень документов, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", в материалы дела не представлено, суд отказал в иске.
Таким образом, факт уклонения администрации от совершения предусмотренных законом действий по принятию спорных объектов в муниципальную собственность установлен преюдициально (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и носит длящийся характер.
В рамках названного дела суды также установили, что 05.04.2004 ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога", акционерное общество и администрация заключили договор N 32/НГС по обязательствам о передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность. Данным договором согласован список имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, в который также включены тепловые сети многоквартирных жилых домов.
16 февраля 2005 года глава администрации города Сочи издал постановление N 467 "О передаче в муниципальную собственность города Сочи жилых домов и инженерных сетей с баланса открытого акционерного общества "Железные дороги" в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий города Сочи", которым акционерному обществу предписывалось передать в муниципальную собственность ряд объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, в том числе объекты теплоснабжения.
Ввиду неразрешенности вопроса о дополнительном финансировании МУП города Сочи "Водоканал", МУП "Тепловые сети Лазаревского района г. Сочи" и МП "Тепловые сети Адлерского района" в связи с предполагаемой передачей объектов, спорные теплосети не приняты администрацией.
В связи с этим, 10.11.2005 акционерное общество в адрес администрации направило письмо N 459, в котором сообщило о полном выполнении своих обязательств по финансированию передаваемых объектов и просило администрацию оказать содействие по передаче инженерных сетей и сооружений на баланс соответствующих муниципальных предприятий без дополнительных требований финансирования.
Однако администрация не рассмотрела требования акционерного общества, действий по принятию в муниципальную собственность объектов, также являющихся предметом рассматриваемого спора, не предприняла.
04 декабря 2015 года акционерное общество направило в адрес администрации и управления очередные уведомления с требованием рассмотреть вопрос о принятии спорных объектов в собственность муниципального образования города Сочи.
08 апреля 2016 года акционерное общество повторно направило в адрес администрации требование принять спорное имущество в муниципальную собственность.
Поскольку администрация никаких действий не предприняла, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрацией предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235.
На основании трехстороннего распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р "Об объектах, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год" утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Акционерному обществу необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации согласно приложению N 1 к указанному распоряжению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437 принятого на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "" установлен порядок передачи имущества, которое не подлежит приватизации при образовании предприятий за счет федерального имущества.
Теплотрасса магистральная, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Ленина, 181, и ДУ-44 бойлерная, расположенная по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 81 - 83, указаны в приложении N 1 к постановлению главы города Сочи от 16.02.2005 N 467, распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92-р в виде инженерных сетей.
Таким образом, обязанность администрации по принятию спорных объектов в муниципальную собственность установлена законом.
Поскольку спорные объекты своевременно не приняты в собственность муниципального образования, суды обоснованно удовлетворили требования акционерного общества.
Бездействие администрации нарушает права и законные интересы общества, которое вынуждено обеспечивать содержание и эксплуатацию спорного имущества при отсутствии на то каких-либо оснований.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N A32-26503/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.