г. Краснодар |
|
14 июля 2017 г. |
Дело N А32-725/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (ИНН 2320172436, ОГРН 1092300000572) - Акимовой О.В. (доверенность от 12.08.2016), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Тищенко И.П. (доверенность от 02.06.2017 N 18-15-17/7921), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Южной транспортной прокуратуры (ИНН 6167093532, ОГРН 1076167003802) - Иваненко Т.А. (доверенность от 16.06.2017 N 08-08-2013/16д), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-725/2016, установил следующее.
Автономная некоммерческая организация "Единая транспортная дирекция" (далее - организация, заявитель, дирекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2015 N 03-08/15-217 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 500 тысяч рублей штрафа.
Решением суда от 23.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
При вынесении судебных актов суды указали на наличие в действиях организации состава вмененного ей правонарушения. Вместе с тем суды пришли к выводу о наличии допущенных прокуратурой нарушений при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, выразившихся в вынесении прокуратурой одного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по всем фактам нецелевого использования денежных средств без ссылки на совершение организацией 14 самостоятельных административных правонарушений и без выделения в самостоятельные составы административного правонарушения. У управления отсутствовали основания для квалификации каждого выявленного факта нецелевого использования денежных средств как самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса.
В кассационной жалобе организация просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить в части выводов о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Южная транспортная прокуратура (далее - прокуратура) совместно с управлением в период с 08.09.2015 по 02.10.2015 провела проверку дирекции по вопросу законности расходования средств субсидий, выделенных из федерального бюджета в целях развития транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна, обустройства Керченской паромной переправы, организации перевозок пассажиров и грузов на территорию Крымского полуострова.
В ходе проведения проверки установлено, что в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2014 N 976 (далее - Постановление N 976), а также на основании договоров в 2014 - 2015 годах дирекция являлась получателем субсидии для финансового обеспечения деятельности по выполнению обязательств, возникающих из договоров (соглашений), заключенных организацией в рамках подготовки и проведения XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; содержанию объектов, построенных в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 "О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", правообладателем которых является организация; организации поставок материально-технических ресурсов и перевозок пассажиров, а также обеспечение контроля и проектирование, строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта в регионах Азово-Черноморского бассейна.
Указанные мероприятия включены в утвержденные наблюдательным советом организации план деятельности и финансовый план дирекции, средства на который выделены по заключенному между организацией и Министерством транспорта Российской Федерации договору от 03.10.2014 N 3-с.
В ходе проведения проверки установлено, что перечисленные дирекцией по платежному поручению от 07.03.2014 N 2590 денежные средства в размере 10 миллионов рублей из средств федерального бюджета расходованы на содержание московского филиала организации, а именно: на оплату услуг парковки в г. Москве, изготовление визитных карточек, премии по полису ОСАГО, мойку автомобилей, охрану и уборку офисных помещений, обслуживание приборов учета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода прокуратуры об осуществлении дирекцией в 2014 - 2015 годах расходования средств федерального бюджета (средств субсидии) не по целевому назначению.
Постановлением от 16.11.2015 прокуратура возбудила в отношении дирекции дело об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса. Материалы проверки вместе с указанным постановлением направлены в адрес управления.
Постановлением управления от 16.12.2015 N 03-08/15-223 дирекция привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса в виде 500 тысяч рублей штрафа.
Организация, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 15.14 Кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу пункта 1 статьи 306.4 главы 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Федеральный закон N 349-ФЗ) субсидии юридическим лицам, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно приложениям к Федеральному закону N 349-ФЗ выделение субсидий дирекции предусмотрено в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В соответствии с подпунктом 3.1.2 Устава организации целями создания и деятельности дирекции являются, в том числе, организация перевозок пассажиров, а также обеспечение контроля и проектирование, строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского, речного транспорта в регионах Азово-Черноморского бассейна.
Согласно письму Минтранса России от 13.08.2015 N ОБ-30/10341 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2010 N 1100 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Транспортная дирекция" в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации Программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"" дирекции в 2014 году предоставлена субсидия на мероприятия, связанные с подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Поручением Правительства Российской Федерации от 11.03.2014 N ДК-П9-1642 одобрено осуществление дирекцией функции по организации поставок материально-технических ресурсов и перевозок пассажиров, а также обеспечение контроля и проектирования, строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского, речного транспорта в регионах Азово-Черноморского бассейна в рамках выделенного финансирования (в том числе по состоянию на 11.03.2014).
В дальнейшем между Минтрансом России и дирекцией заключен договор от 03.10.2014 N 3-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2014 году.
В силу подпункта 2.3.3 указанного договора дирекция обязана обеспечить целевое использование субсидий на финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 1.1 договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что дирекция является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 308-АД17-28.
Согласно постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3 принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании проведенного судами анализа целей создания филиала дирекции в г. Москве, характера понесенных расходов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае использование дирекцией средств субсидии в указанной части не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, соответствующие затраты являются нецелевым расходованием бюджетных средств, что свидетельствует о наличии в действиях организации состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса.
Ссылка заявителя на дополнительное соглашение от 10.10.2016 N 3 к договору от 03.10.2014 N 3-с правомерно отклонена судами, поскольку указанный документ принят после вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела постановления.
Довод жалобы о том, что постановление прокуратуры от 16.11.2015, послужившее основанием для привлечения дирекции к административной ответственности, является пересоставленным и содержит лишь часть первоначального постановления прокуратуры от 21.10.2015, следовательно, не зафиксировано событие правонарушения, отклоняется.
Между сторонами отсутствует спор о факте наличия в г. Москве филиала и факте его финансирования за счет денежных средств субсидии, что и явилось событием правонарушения.
Кроме того, из имеющихся материалов дела об административном правонарушении судебные инстанции также установили данные обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А32-725/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.