г. Краснодар |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А15-3471/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулкадырова Рамазана Абдулкадыровича (ИНН 052400071040, ОГРНИП 313054402800069) - Раджабова А.А. (доверенность от 13.09.2016), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан - Кадилаевой М.А. (доверенность от 10.01.2017), от третьих лиц: администрации муниципального образования "Новолакский район" Республики Дагестан - Кайтмазовой Ф.П. (доверенность от 13.06.2017), от администрации муниципального образования "село Гамиях" Новолакского района Республики Дагестан - Кайтмазовой Ф.П. (доверенность от 12.07.2017), в отсутствие представителя администрации муниципального района "Кумторкалинский район" Республики Дагестан, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулкадырова Рамазана Абдулкадыровича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2016 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А15-3471/2016, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулкадыров Р.А. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными и незаконными: решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление) о приостановлении государственной регистрации права аренды на земельный участок площадью 100 га (кадастровый номер 05:50:000083:40) из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), выраженного в сообщении от 20.04.2016 N 05/350/001/2016-237; решения управления об отказе в государственной регистрации права аренды на земельный участок площадью 100 га (кадастровый номер 05:50:000083:40), расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой), выраженного в сообщении от 20.05.2016 N 05/350/001/2016-237; о возложении на управление обязанности по осуществлению государственной регистрации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.04.2015, заключенного администрацией МР "Кумторкалинский район" и главой хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МР "Кумторкалинский район", администрация МО "Новолакский район", администрация МО "село Гамиях".
Решением от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений управления о приостановлении осуществления государственной регистрации права (сообщение от 20.04.2016 N 05/350/001/2016-237) и об отказе в проведении государственной регистрации договора аренды от 07.04.2015 (сообщение от 20.05.2016 N 05/350/001/2016-237). В представленном на государственную регистрацию договоре от 07.04.2015 приведены неполные данные об арендодателе и арендаторе; отсутствуют адресные характеристики земельного участка и реквизиты арендатора; договор закрепляет преимущественное право арендатора на заключение договора на новый срок (пункт 3.1), что противоречит закону; не представлена схема расположения земельного участка, а схема, представленная администрацией МР "Кумторкалинский район", не утверждена; имеются несоответствия в документах, а именно: в пункте 3 распоряжения от 02.07.2014 N 215-р "Об опубликовании сообщения о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения" (далее - распоряжение от 02.07.2014 N 215-р) указано об опубликовании извещения о проведении торгов на торговой площадке "В2В Коннект", тогда как данное извещение опубликовано на сайте "Фабрикант.ру"; предусмотренная конкурсной документацией сумма задатка претендентами на участие в торгах в полном объеме на лицевой счет (указанный в конкурсной документации), не внесена; на день проведения аукциона у конкурсной комиссии отсутствовала информация о фактическом поступлении денежных средств; в протоколе от 23.03.2015 N 3 отсутствуют сведения о времени проведения аукциона, местоположении и площади земельного участка, наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона; предпоследнее предложение о цене предмета аукциона ниже начальной цены; протокол о результатах аукциона не размещен на официальном сайте МО "Кумторкалинский район". Регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию прав при возникновении у него сомнений в наличии оснований государственной регистрации. Суды также заключили о ничтожности договора аренды от 07.04.2015 ввиду отсутствия у администрации МР "Кумторкалинский район" полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 05:50:000083:40.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит решение от 20.12.2016 и апелляционное постановление от 22.03.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что спорный земельный участок не входит в территорию (границы) МО "Новолакский район", МО "село Гамиях", а относится к территории муниципального образования "Кумторкалинский район", что подтверждается учетным номером кадастрового района данного участка, справкой от 27.06.2013 N 42 администрации МР "Кумторкалинский район", а также кадастровым паспортом. Доказательства нахождения земельного участка с кадастровым номером 05:50:000083:40 на территории "село Гамиях", МО "Новолакский район" материалы дела не содержат. На основании обращения главы хозяйства о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного использования на территории МО "Кумторкалинский район", переданной в ведение сельского поселения "село Гамиях", администрация МО "село Гамиях" согласовала схему данного земельного участка и представлением от 30.01.2013 направила на согласование в администрацию МР "Кумторкалинский район". Постановлением от 30.01.2013 администрации МО "село Гамиях" дано согласие на распоряжение данным участком для сельскохозяйственного использования. Распоряжением от 08.02.2013 администрация МР "Кумторкалинский район" сформировала земельный участок согласно утвержденной схеме месторасположения, рекомендовав главе МО "село Гамиях" обеспечить установление уточненных границ на местности и поставить данный земельный участок на государственный кадастровый учет. Объектом договора аренды от 07.04.2015 является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, ввиду чего в отношении него должно предусматриваться условие о заключении нового договора без проведения торгов (не только преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок). До 01.03.2015 (до даты вступления в силу статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс) утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, проведены кадастровые работы, осуществлен кадастровый учет данного земельного участка, принято решение о проведении торгов на право аренды, опубликовано извещение о торгах. К порядку предоставления спорного земельного участка подлежит применению законодательство, действовавшее до 01.03.2015. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет (при прочих равных условиях), преимущественное право на заключение нового договора аренды. Применимыми к спорному периоду правовыми нормами не установлена необходимость опубликования извещения о торгах на сайте "Торги.гов.ру", в газете "Сарихум", сайте муниципального района. Необходимость опубликования такого извещения на сайте муниципального района не предусмотрена и по настоящее время. Извещение о проведенных торгах опубликовано на сайте "Фабрикант.ру" (подтверждено письмом Государственного комитета Российской Федерации по закупкам - т. 1, л. д. 45). Информация, касающаяся фактического поступления на расчетный счет организатора торгов денежных средств в форме задатка на результат торгов не повлияла, учитывая отсутствие доказательств отказа в признании заявителя участником торгов, тем более, что для проведения государственной регистрации договора аренды, заключенного по результатам торгов, необходимость в проверке регистратором квитанции о внесении задатка, не предусмотрена. Задатки внесены участниками торгов за день до их проведения (своевременно); счет, обозначенный в распоряжении от 02.07.2014 N 215-р, для внесения задатка, не указан в справке главного бухгалтера. Нарушения в проведении торгов не имеют значения для государственной регистрации договора аренды от 07.04.2015. Законодательство, действовавшее до 01.03.2015, не устанавливало необходимость указания в заявке банковских реквизитов для возврата суммы задатка. Состоявшиеся торги не оспорены, недействительными не признаны. К числу процессуальных нарушений надлежит отнести отсутствие в материалах дела результата рассмотрения ходатайства представителя главы хозяйства об отложении судебного разбирательства по делу.
В отзыве на кассационную жалобу администрация МО "село Гамиях" просит отменить обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу главы хозяйства - удовлетворить, отмечая, что согласно утвержденной схеме спорный земельный участок находится в границах МО "Кумторкалинский район", с. Гамиях (Новострой). Земельный участок с кадастровым номером 05:50:000083:40 по настоящее время не входит ни в территорию МО "село Гамиях", ни МО "Новолакский район", относится к территории МО "Кумторкалинский район", о чем свидетельствует кадастровый номер данного участка (05:05 - кадастровый квартал, относящийся к Кумторкалинскому району), поскольку границы приведенных муниципальных образований утверждены Законом Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" (далее - Закон от 13.01.2005 N 6) и не изменялись. Суды не приняли во внимание, что к рассматриваемому договору аренды применяется законодательство, действовавшее до 01.03.2015, поскольку все необходимые процедуры по подготовке и проведению торгов в отношении спорного земельного участка проведены до указанной даты. Суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки наличию в материалах дела двух противоречащих друг другу отзывов МО "село Гамиях".
В отзыве на кассационную жалобу МО "Новолакский район" (за подписью от имени главы МО "Новолакский район" Айдиева М.Ш. представителя Джиржисовой З.М. по доверенности от 07.04.2016 N 7) просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что земельным участком с кадастровым номером 05:50:000083:40 вправе распоряжаться МО "Новолакский район", поскольку данный участок не отнесен к землям поселений МО "Кумторкалинский район". Согласно статье 26 Закона от 13.01.2005 N 6 "село Гамиях" входит в состав МО "Новолакский район".
В то же время в отзыве (за подписью главы муниципального образования Айдиева Г.Ш.) администрация МО "Новолакский район" просит удовлетворить кассационную жалобу главы хозяйства, отменить обжалуемые судебные акты, поддержав позицию администрации МО "село Гамиях", подчеркнув, что инициатива проведения торгов администрацией МР "Кумторкалинский район" исходила от администрации МО "село Гамиях", в чьем ведении находится спорный участок. Все юридически значимые действия в отношении данного участка осуществлены до 01.03.2015, ввиду чего к ним применяются положения законодательства предшествующего указанной дате периода. Данным доводам суды не дали надлежащей правовой оценки, в судебных актах приведенные аргументы не отражены.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители управления, администрации МО "село Гамиях", администрации МО "Новолакский район" просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Администрация МР "Кумторкалинский район" явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечила, извещена на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство по жалобе проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации МР "Кумторкалинский район" от 08.02.2013 N 29-р сформирован земельный участок площадью 100 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах МО "Кумторкалинский район", с. Гамиях (Новострой) (т. 1, л. д. 132). Главе МО "село Гамиях" рекомендовано обеспечить установление уточненных границ на местности и поставить данный земельный участок на кадастровый учет.
12 июля 2013 года сведения о сформированном земельном участке с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования" внесены в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 05:50:000083:40.
На основании распоряжения администрации МР "Кумторкалинский район" от 02.07.2014 N 215-р подготовлено информационное извещение о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, создана комиссия по организации и проведению торгов в форме открытого аукциона, на торговой площадке "В2В Коннект" опубликовано соответствующее сообщение (т. 1, л. д. 130, 131).
17 марта 2015 года от главы хозяйства поступила заявка на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, заключено соглашение о задатке от 17.03.2015 N 2.
В соответствии с протоколом от 23.03.2015 N 3 глава хозяйства признан победителем торгов.
7 апреля 2015 года администрация МР "Кумторкалинский район" (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок с кадастровым номером 05:50:000083:40 общей площадью 100 га, для сельскохозяйственного производства, сроком с 07.04.2015 по 06.04.2064 (т. 1, л. д. 52 - 54).
8 апреля 2016 года глава хозяйства обратился в управление через муниципальное казенное учреждение "КМФЦ" с заявлением о государственной регистрации аренды земельного участка площадью 100 га из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях (Новострой) (т. 1, л. д. 63, 64).
Письмом от 23.06.2015 N 108 МКУ "КМФЦ" сообщило заявителю о невозможности предоставления государственной услуги по регистрации сделки, поскольку в соответствии с распоряжением администрации МР "Кумторкалинский район" от 01.06.2015 223-р "Об отмене договора аренды земельного участка от 07.04.2015" (далее - распоряжение от 01.06.2015 223-р) и письмом администрации МР "Кумторкалинский район" от 15.06.2015 N 908 договор аренды земельного участка от 07.04.2015 является ничтожным.
Данные действия МКУ "КМФЦ" оспорены заявителем в рамках дела N А15-3773/2015. Вступившим в законную силу решением от 22.12.2015 по указанному делу удовлетворено заявление главы хозяйства: признано недействительным распоряжение администрации МР "Кумторкалинский район" от 01.06.2015 223-р, а также незаконными действия МКУ "КМФЦ", выраженные в непредставлении государственной услуги по передаче в управление документов для государственной регистрации договора аренды от 07.04.2015. На данное лицо возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя (т. 1, л. д. 38 - 43). В ходе рассмотрения дела N А15-3773/2015 администрация МР "Кумторкалинский район" признала требования главы хозяйства обоснованными, представив в суд распоряжение от 07.12.2015 N 551-р "Об отмене распоряжения администрации МР "Кумторкалинский район" от 01.06.2015 N 223-р".
Решением управления от 20.04.2016 N 05/350/001/2016-237 государственная регистрация договора аренды от 07.04.2015 приостанавливалась по следующим основаниям: в договоре приведены неполные данные об арендодателе и арендаторе; отсутствуют адресные характеристики земельного участка и реквизиты арендатора; договор содержит условие о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (пункт 3.1), что противоречит закону; заявитель не представил схему расположения земельного участка, а схема, представленная администрацией МР "Кумторкалинский район", - надлежащим образом не утверждена; в пункте 3 распоряжения от 02.07.2014 N 215-р указано на опубликование извещения о торгах на торговой площадке "В2В Коннект", тогда как сообщение о проведении аукциона опубликовано на сайте "Фабрикант.ру"; предусмотренная конкурсной документацией сумма задатка в полном объеме претендентами не внесена; на день проведения аукциона у конкурсной комиссии отсутствовала информация о поступлении денежных средств на расчетный счет; в протоколе от 23.03.2015 N 3 отсутствуют сведения о времени проведения аукциона, местоположении и площади земельного участка, наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене предмета аукциона; предпоследнее предложение о цене ниже начальной; протокол о результатах аукциона не размещен на официальном сайте МО "Кумторкалинский район" (т. 1, л. д. 10 - 12).
Сообщением от 20.05.2016 N 05/350/001/2016-237 управление отказало главе хозяйства в государственной регистрации договора аренды от 07.04.2015.
Считая действия управления по приостановлению государственной регистрации договора аренды от 07.04.2015 (сообщение от 20.04.2016 N 05/350/001/2016-237), а также по отказу в ее проведении (сообщение от 20.05.2016 N 05/350/001/2016-237) незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, глава хозяйства обратился с заявлением (глава 24 Кодекса) в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 данной статьи.
Пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускает истребования у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 названного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится путем проведения правовой экспертизы документов, в том числе проверки законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом N 122-ФЗ (абзац третий пункта 1 статьи 13).
Статья 19 Закона N 122-ФЗ определяет, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац третий пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Рассматриваемый спор возник в связи с отказом управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 07.04.2015, заключенного администрацией МР "Кумторкалинский район" и главой хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
По смыслу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса в случае, если договор аренды земельного участка заключен на срок более года, он подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявления главы хозяйства, суды обеих инстанций исходили из того, что управление признало нарушенным порядок проведения торгов требованиям действующего законодательства (аукцион фактически не проведен), и в рамках представленных ему полномочий отказало в государственной регистрации договора аренды от 07.04.2015, заключенного по их итогам.
Данные выводы основаны на неправильном толковании Закона N 122-ФЗ, а также неприменении статьи 449 Гражданского кодекса.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; в соответствии с пунктом 2 указанной статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов. Таким образом, по смыслу упомянутой нормы права, до признания в судебном порядке торгов недействительными не может быть признан недействительным (по основаниям, связанным с нарушением правил проведения торгов) и договор, заключенный по их результатам.
Суды не учли, что проведенный 23.03.2015 аукцион в судебном порядке не оспорен, требование о признании торгов недействительными никем из заинтересованных лиц не заявлялось. Такие требования не могут быть предметом исследования в порядке главы 24 Кодекса, учитывая также процессуальный статус участников данного процесса.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган представлены все необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие возникновения у главы хозяйства права аренды на испрашиваемый земельный участок.
Суды не оценили мотивы отказа управления в соответствии с положениями статей 17, 18 и 20 Закона N 122-ФЗ, а также статьи 449 Гражданского кодекса, ввиду чего состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает возможностью исследования и оценки доказательств, которые не были предметом рассмотрения нижестоящих судов.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, правильно квалифицировать спорные отношения, устранить наличие противоречий в позициях администрации МО "село Гамиях" и администрации МО "Новолакский район", после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А15-3471/2016 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.