г. Краснодар |
|
18 июля 2006 г. |
Дело N А63-20531/2005-С4 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Рогальского С.В. и Назаренко И.П., при участии в заседании от ответчика - государственного учреждения Медсанчасть N 8 государственного учреждения здравоохранения "Иртышская центральная бассейновая клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации - Антоновой Е.В. и Озерова А.Ю., в отсутствие федерального государственного учреждения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Ставрополя, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.06 по делу N А63-20531/2005-С4 (судья Карташова В.П.), установил следующее.
Федеральное государственное учреждение "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее центр) обратилось в арбитражный суд с иском к ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя и государственному учреждению Медсанчасть N 8 государственного учреждения здравоохранения "Иртышская центральная бассейновая клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее медсанчасть N 8) о признании недействительным решения инспекции от 11.09.02 о внесении изменений в учредительные документы медсанчасти N 8 и обязании исключить запись о регистрации изменений от 11.09.02 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением от 01.03.06 в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из того, что медсанчасть N 8 является самостоятельным юридическим лицом, права и законные интересы центра оспариваемым решением не нарушены. Кроме того, суд указал на пропуск истцом срока на обжалование решения ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя (23.09.02 заявителю направлен пакет документов с изменениями в учредительных документах медсанчасти N 8).
В кассационной жалобе центр просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. Жалоба обоснована следующим:
- налоговая служба зарегистрировала изменения, противоречащие нормам действующего законодательства о государственных учреждениях;
- интересы истца затронуты тем, что в наименовании ответчика указано на его подчиненность государственному учреждению (центру);
- вывод суда об извещении истца о внесении изменений в учредительные документы медсанчасти N 8 не подтвержден предоставленными в материалы дела документами.
В отзыве на кассационную жалобу медсанчасть N 8 просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Изучив материалы дела и выслушав представителей медсанчасти N 8, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, на основании решения ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя от 11.09.02 зарегистрированы изменения в учредительные документы медсанчасти N 8. Наименование государственного учреждения медсанчасть N 8 "Иртышской центральной бассейновой клинической больницы" Министерства здравоохранения Российской Федерации изменено на государственное учреждение медсанчасть N 8 государственного учреждения "Иртышская центральная бассейновая клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В настоящее время государственное учреждение "Иртышская центральная бассейновая клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации реорганизовано и переименовано в Федеральное государственное учреждение "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". По мнению центра, деятельность медсанчасти N 8 как юридического лица подлежит прекращению, поскольку имущество, балансодержателем которого ответчик являлся, передано государственному учреждению "Иртышская центральная бассейновая клиническая больница" Министерства здравоохранения Российской Федерации, финансирование медсанчасти N 8 не осуществляется, хозяйственная деятельность медсанчасти противоречит порядку оперативного управления федеральным имуществом.
Отказ в удовлетворении заявленного требования обоснован судом тем, что медсанчасть N 8 является самостоятельным юридическим лицом и в процессе реорганизации она не была присоединена к государственному учреждению здравоохранения "Иртышская центральная бассейновая клиническая больница". Однако указанный вывод сделан по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1.5 устава медсанчасти N 8 при тресте "Ставропольтрубопроводстрой", зарегистрированного местным органом самоуправления 29.04.93, медсанчасть действительно является самостоятельным юридическим лицом, имеющим свой расчетный счет в банке, автономную структуру и штатное расписание, соответствующее возложенным функциям. Согласно ксерокопии приложения N1 к свидетельству о регистрации изменений в учредительных документах от 18.11.96 N 376/96-И, заверенной медсанчастью N 8, в устав внесены изменения, касающиеся в числе других изменения подчиненности учреждения с треста "Ставропольтрубопроводстрой" на "Управление по медико-санитарному обеспечению работников нефтегазового комплекса" Минздрава России. Поскольку в пункт 1.5 прежнего устава изменения не внесены, следовательно, при регистрации изменений органом местного самоуправления г. Ставрополя медсанчасть N8 сохранила признаки юридического лица.
Однако в материалах дела имеется приложение N 1 к уставу Управления по медико-санитарному обеспечению работников нефтегазового комплекса Минздрава России, зарегистрированному Московской Регистрационной палатой 22.11.93 N 52-У. от 22.11.93, содержащее список медико-санитарных частей (филиалов Управления). Согласно данному списку медсанчасть N 8 является филиалом - обособленным подразделением управления (л. д. 12). В комиссионном акте приема-передачи материальных ценностей от Управления по медико-санитарному обеспечению работников нефтегазового комплекса МЗ РФ на баланс Иртышской центральной бассейновой клинической больницы переданы основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы медсанчасти N 8. Судом не дано оценки указанным документам. Не устранено противоречие в определении правового статуса медсанчасти, не истребован устав Управления по медико-санитарному обеспечению работников нефтегазового комплекса Минздрава России, зарегистрированный в г. Москве и действующий на момент издания приказа о реорганизации, не выяснен вопрос о том, являлась ли медсанчасть N 8 согласно данному уставу филиалом управления и на каком основании и кем вносились изменения в устав медсанчасти 18.11.96, зарегистрированный органом местного самоуправления г. Ставрополя.
В зависимости от выяснения данного вопроса необходимо оценить правомерность действий руководителя медсанчасти по передаче пакета документов регистрирующему органу о внесении изменений в учредительные документы учреждения. Суд должен проверить наличие правовых оснований для внесения изменений в учредительные документы юридического лица и с учетом этого рассмотреть требование о признании недействительным решения инспекции ФНС по Промышленному району г. Ставрополя от 11.09.02. Ссылка суда на отсутствие в Законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица не свидетельствует о правомерности регистрации изменений в государственном реестре, так как правовая экспертиза представленных документов работниками инспекции ФНС не проводится. Вместе с тем согласно гражданскому законодательству одно государственное учреждение не может быть подчинено другому, а самостоятельные юридические лица должны входить в подчинение соответствующему вышестоящему органу.
Вывод суда о том, что закрепление прав юридического лица за медсанчастью N 8 не влияет на порядок управления имуществом, находящимся в федеральной собственности, и не нарушает прав Федерального государственного учреждения "Западно-Сибирский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" также не соответствует обстоятельствам дела. Если медсанчасть N 8 является филиалом указанного учреждения, а не самостоятельным юридическим лицом, то это непосредственно влияет на порядок ее финансирования, распоряжения закрепленным за ней имуществом. Так, из материалов дела следует, что Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю выступает арендодателем недвижимого имущества, балансодержателем которого значится медсанчасть N 8.
При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для выяснения и оценки указанных в настоящем постановлении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 281, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.06 по делу N А63-20531/2005-С4 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
И.П. Назаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.