г. Краснодар |
|
07 июня 2017 г. |
Дело N А61-1398/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от истца - заместителя прокурора Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502009295, ОГРН 1031500252805) - Солдатова С.А. (удостоверение N 176644), от ответчика - открытого акционерного общества "Ариана-С" (ИНН 1511010522, ОГРН 1021500943485) - Церекова А.С. (доверенность от 28.12.2015), в отсутствие ответчиков - Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502023684, ОГРН 1021500582982), Комитета Республики Северная Осетия - Алания по туризму (ИНН 1513057011, ОГРН 1151513004510), третьих лиц - уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия - Алания Медоева Тимура Сергеевича, регионального отделения общероссийской общественной организации "Ассоциация молодых предпринимателей" в Республике Северная Осетия - Алания, Агентства инвестиционного развития Республики Северная Осетия - Алания, Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ариана-С" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.2016 (судья Харченко С.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 (судьи Егорченко И.Н., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А61-1398/2016, установил следующее.
Заместитель прокурора Республики Северная Осетия - Алания (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Ариана-С" (далее - общество), Министерству экономического развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство экономического развития) о признании недействительным (ничтожным) протокольного решения от 10.12.2014 N 1 заседания комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии на содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - протокол от 10.12.2014 N 1) в части принятия решения о предоставлении обществу субсидии в размере 5 млн рублей; о признании недействительным (ничтожным) договора о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на содействие развитию лизинга оборудования от 11.12.2014 N 62, заключенного между Министерством туризма, предпринимательства и инвестиционной политики Республики Северная Осетия - Алания (далее - Министерство туризма) и обществом, а также о применении последствий недействительности (ничтожности) сделки в виде возложения на общество обязанности возвратить Министерству экономического развития 5 млн рублей.
Решением от 16.11.2016 иск удовлетворен. Суд отклонил доводы общества о пропуске срока на обжалование протокольного решения заседания комиссии, указав на то, что протокол от 10.12.2014 N 1 по своей правовой природе не является ненормативным актом органа государственной власти.
Определением от 20.02.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, поскольку обжалуемым судебным актом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а также в связи с несоответствием резолютивной части судебного акта, объявленной в судебном заседании, и резолютивной части решения, изготовленного в полном объеме (пункты 4, 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса).
К участию в деле в качестве соответчика судом привлечен Комитет Республики Северная Осетия - Алания по туризму (правопреемник Министерства туризма; далее - комитет), который является стороной договора от 11.12.2014 N 62, а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия - Алания Медоев Т.С., региональное отделение общероссийской общественной организации "Ассоциация молодых предпринимателей" в Республике Северная Осетия - Алания, Агентство инвестиционного развития Республики Северная Осетия - Алания, Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия - Алания, которые входили в состав комиссии, участвовавшей в принятии решения, оформленного протоколом от 10.12.2014 N 1.
Постановлением апелляционного суда от 29.03.2017 договор от 11.12.2014 N 62 признан недействительным (ничтожным), суд обязал общество возвратить Министерству экономического развития 5 млн рублей; в остальной части в иске отказано со ссылкой на пропуск трехмесячного срока на подачу заявления о признании недействительным ненормативного правового акта. Судебный акт мотивирован тем, что договор от 11.12.2014 N 62 противоречит требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, поскольку ненормативный правовой акт (протокольное решение), который повлек для сторон юридические последствия в виде заключения договора, не признан недействительным, основания для выводов о ничтожности договора отсутствуют.
В отзывах Министерство экономического развития и прокурор отклонили доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, поддержавших жалобу и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 09.07.2010 N 177 утвержден Порядок субсидирования мероприятий по содействию развития лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Северная Осетия - Алания (далее - Порядок).
В целях реализации пункта 2 части 1 статьи 10 Закона N 209-ФЗ постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 15.11.2013 N 412 утверждена государственная программа Республики Северная Осетия - Алания "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2014 - 2016 годы" (далее - государственная программа N 412).
Приказом Министерства туризма от 07.10.2014 N 40 на основании пункта 10 Порядка утвержден порядок работы и состав комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий, в том числе на содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства.
Приказом Министерства туризма от 15.10.2014 N 45/1 в ноябре - декабре 2014 года назначено проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по договорам лизинга оборудования.
В рамках организованного отбора 10.11.2014 в Министерство туризма с заявлением о предоставлении субсидии в размере 5 млн рублей на возмещение части затрат, связанных с приобретением в лизинг оборудования, обратилось общество.
Комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии на содействие развития лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства принято протокольное решение от 10.12.2014 N 1 о предоставлении обществу субсидии в размере 5 млн рублей.
В соответствии с указанным решением, руководствуясь пунктом 12 Порядка, Министерство туризма и общество заключили договор от 11.12.2014 N 62, на основании которого последнему 26.12.2014 предоставлена субсидия в размере 5 млн рублей.
Прокуратурой осуществлена проверка исполнения законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в ходе проведения которой выявлены нарушения требований Закона N 209-ФЗ.
Ссылаясь на то, что протокол от 10.12.2014 N 1, в части принятия решения о предоставлении обществу субсидии в размере 5 млн рублей и договор от 11.12.2014 N 62 противоречат положениям Закона N 209-ФЗ, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Установив нарушение предусмотренного законом трехмесячного срока подачи заявления, которое допущено по вине самого заявителя при обращении в суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требования истца о признании недействительным (ничтожным) протокола от 10.12.2014 N 1 в части принятия решения о предоставлении обществу субсидии в размере 5 млн рублей.
Удовлетворяя иск в остальной части, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Согласно части 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
В силу части 4 статьи 14 названного Закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 Закона N 209-ФЗ, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров.
Перечень подакцизных товаров установлен в статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой алкогольная и табачная продукция являются подакцизными товарами.
Материалами дела подтверждается, что общество на момент получения субсидии имело действующую лицензию N Б068695 1775 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, со сроком действия с 03.03.2009 по 14.06.2016. Общество данный факт не оспорило и документально не опровергло.
Таким образом, договор субсидирования не соответствует действующему законодательству.
По смыслу статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку при заключении договора субсидирования нарушены положения Закона N 209-ФЗ, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания договора от 11.12.2014 N 62 недействительным (ничтожным) и применении последствий недействительности сделки.
Доводы заявителя со ссылкой на пропуск срока оспаривания протокола от 10.12.2014 N 1 основаны на неверном понимании норм права. Независимо от пропуска срока оспаривания ненормативного акта (решения, отраженного в протоколе) сам договор противоречит нормам публичного права и является ничтожной сделкой (пункт 2 статьи 168 Кодекса).
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 по делу N А61-1398/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.