г. Краснодар |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А32-29120/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Югавтотранс" (ИНН 2310185193, ОГРН 1152310004110) - Машицкой О.В. (доверенность от 21.10.2016), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АльфаТранс" (ИНН 5904287275, ОГРН 1135904006600) и третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Крафтер" (ИНН 2308167246, ОГРН 1102308004006), общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252) и индивидуального предпринимателя Бонина Владимира Григорьевича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АльфаТранс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2016 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А32-29120/2016, установил следующее.
ООО "Авто-Альянс" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "АльфаТранс" о взыскании 991 001 рубля 34 копеек убытков в связи с повреждением (порчей) груза.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Крафтер", ООО "Элемент-Трейд", индивидуальный предприниматель Бонин В.Г. (далее - предприниматель).
Определением от 24.10.2016 на основании договора цессии от 26.09.2016 N 2/Ц произведена процессуальная замена истца на ООО "Югавтотранс".
Решением от 28.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.03.2017, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что истец доказал причинение ответчиком убытков в результате порчи принятого к перевозке груза.
В кассационной жалобе ООО "АльфаТранс" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, фактические отношения по перевозке груза возникли между грузоотправителем - ООО "Элемент Трейд" и грузоперевозчиком - предпринимателем; данный факт подтверждается транспортной накладной от 17.11.2015 N 11. Лапшин А.А. является работником предпринимателя (трудовой договор от 15.06.2015), поэтому предприниматель наделил водителя Лапшина А.А. полномочиями на принятие груза к перевозке. Истец не представил доказательств передачи груза ответчику. В обязанности ООО "АльфаТранс" входила подача автотранспорта для перевозки груза, а не перевозка груза. Ответчик не уполномочивал исполнителя принять груз клиента и совершить действия по его перевозке. Истец и ответчик не являются сторонами договора перевозки, следовательно, ООО "Югавтотранс" не является надлежащим истцом по делу. Убытки вследствие порчи груза в пути следования возникли из отношений, связанных с перевозкой груза (несоблюдением температурного режима), а не из отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, поэтому ООО "АльфаТранс" не является надлежащим ответчиком по делу.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Элемент Трейд" (клиент) и ООО "Крафтер" (экспедитор) заключили договор транспортной экспедиции от 26.11.2013 N 2 (далее - договор N 2), по условиям которого экспедитор обязуется от своего имени организовывать и осуществлять перевозку грузов, выполнять или организовывать выполнение определенных договором и заявками услуг, связанных с перевозкой грузов, а клиент - оплатить услуги (пункт 1.1 договора). Экспедитор несет полную материальную ответственность перед клиентом за груз, указанный в заявке, в виде возмещения ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в заявке, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (пункт 4.8 договора).
23 декабря 2013 года ООО "Крафтер" (экспедитор) и ООО "Авто-Альянс" (исполнитель) заключили договор об организации перевозок грузов автомобильным транспортом N 620/13-ЗР (далее - договор от 23.12.2013), по условиям которого исполнитель обязался принять к исполнению заявку экспедитора на перевозку бананов по маршруту: г. Санкт-Петербург - г. Екатеринбург в адрес грузополучателя ООО "Элемент Трейд" торговой сети "Монетка".
16 декабря 2013 года ООО "Авто-Альянс" (экспедитор) и ООО "Альфа Транс" (перевозчик) заключили договор об организации перевозок грузов автомобильным транспортом N 2269/13-АВ (далее - договор от 16.12.2013), по условиям которого перевозчик обязуется принимать к исполнению заявки экспедитора на перевозку грузов (пункт 1.1 договора). Неправомерные действия третьих лиц (хищение, поджог, нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшее возникновение ДТП не по вине водителя) не являются обстоятельствами, которые перевозчик не может избежать и устранение которых от него не зависит (пункт 6.2 договора). Ущерб, причиненный в результате несохранности груза, возмещается перевозчиком исходя из стоимости груза, указанной в товарно-транспортной накладной, товарной накладной либо, в случае совпадения грузоотправителя и грузополучателя в одном лице, иных документов с учетом НДС (пункт 6.3 договора). Перевозчик обязан обеспечивать соблюдение условий и температурного режима перевозки в соответствии с указанием экспедитора и маркировкой груза, нанесенных на их тару и упаковку, сохранность грузов при их перевозке не допуская их утраты (гибели), порчи или повреждения (пункты 2.9 и 2.11 договора).
ООО "Авто-Альянс" направило ООО "Альфа Транс" заявку от 16.11.2015 N J-1506426 на организацию перевозки бананов по маршруту г. Санкт-Петербург - г. Екатеринбург. Получателем груза указано ООО "Элемент Трейд" торговой сети "Монетка".
ООО "Альфа Транс" приняло заявку ООО "Авто-Альянс" на перевозку груза, предоставив данные на водителя (Лапшин Александр Анатольевич) и транспортное средство (Фрейтлайнер, государственный регистрационный номер В938КЕ159, полуприцеп, государственный регистрационный номер АО6745 59).
По товарно-транспортной накладной от 17.11.2015 N 11 водитель Лапшин А.А. принял к перевозке груз. Согласно транспортной накладной (раздел 8 "Условия перевозки") перевозка должна осуществляться с соблюдением температурного режима плюс 14°C. В маркировке на ящиках указан температурный режим плюс 13°C.
Согласно акту об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 24.11.2015 обнаружен брак бананов 1 - 3 степени застуженности. Температурный режим при выгрузке в товаре соответствовал интервалу от 6,2°C до 11,4°C. Точное количество застуженного банана (брака) можно определить только после газации и 100% переборки продукции. Товар данного качества (1 - 3 степени застуженности) не подлежит реализации в торговой сети "Монетка". Приемка и проверка качества проводилась совместно с представителями ООО "Независимая компания "Уралсюрвейер"". Акт подписан водителем Лапшиным А.А. без замечаний.
В соответствии с актом осмотра (инспекции груза) от 24.11.2015 N 24/11/15 и сюрвейерским отчетом от 02.12.2015 N 429/11-15 замер температуры производился в толще продукта: верхний ряд - плюс 11,4°C, средний - плюс 9°C, нижний - плюс 6,2°C. Коробки с бананами, которые находились у боковых стенок в нижнем ярусе погрузки подверглись более сильной (3 степень) застуженности. Бананы уложены в картонные ящики при двухрядной укладке в полиэтиленовых мешках, в которых наблюдается конденсат.
Согласно акту осмотра (инспекции груза) от 05.12.2015 N 05/12/15 и сюрвейерскому отчету от 11.12.2015 N 429/11-15-2 после помещения на газацию и 100% переборки продукции было выявлено 468 коробок (вес нетто 9079,20 кг) к бананам 3 степени застуженности (отходы), 461 коробка (вес нетто 8943,40 кг) - 2 степени застуженности.
ООО "Элемент Трейд" направило ООО "Крафтер" претензию от 14.01.2016 N 14/01/2016, в которой просило возместить 991 001 рубль 34 копеек ущерба в размере стоимости испорченного (замороженного) товара. ООО "Крафтер" возместило ООО "Элемент-Трейд" причиненный ущерб.
ООО "Крафтер" предъявило ООО "Авто-Альянс" претензию от 31.03.2016 N 97/03-16 на 991 001 рубль 34 копейки. 01 июня 2016 года ООО "Крафтер" и ООО "Авто-Альянс" заключили соглашение об уплате убытков.
ООО "Авто-Альянс" направило ООО "АльфаТранс" претензию от 11.02.2016 N 84/02-16АА об уплате 991 001 рубля 34 копеек ущерба.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения ООО "Авто-Альянс" с иском в суд.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (статья 805 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Аналогичное правило предусмотрено в пункте 5 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа (подпункт 1 пункта 7 статьи 34 названного Закона).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции согласно статье 803 ГК РФ и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и названным Законом.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили факт принятия водителем ответчика груза к перевозке, его порчи, а также стоимость утраченного груза. Суды установили, что в соответствии с пунктом 6.3 договора от 17.07.2013 ущерб, причиненный в результате несохранности груза, возмещается перевозчиком исходя из стоимости груза, указанной в товарно-транспортной накладной, товарной накладной либо, в случае совпадения грузоотправителя и грузополучателя в одном лице, иных документов с учетом НДС. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Суды со ссылкой на статью 805 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонили довод ответчика об отсутствии его вины и необходимости предъявления исковых требований к перевозчику - предпринимателю. Суды указали, что привлекая к перевозке предпринимателя, ответчик не освобождается от ответственности перед клиентом за третье лицо по исполнению договора.
Ссылку заявителя на то, что истец не представил доказательств передачи груза ответчику следует отклонить. Согласно транспортной накладной от 17.11.2015 N 11 грузоотправителем является ООО "Балтика-Транс" по поручению ООО "Элемент-Трейд", грузополучателем - ООО "Элемент-Трейд". В накладной имеется подпись Лапшина А.А. о приемке и сдаче груза, указан автомобиль - Фрейтлайнер, государственный регистрационный номер В938КЕ159. Накладная не содержит сведений о перевозчике - предпринимателе, поэтому указание ООО "АльфаТранс" на то, что фактические отношения по перевозке груза возникли между грузоотправителем - ООО "Элемент Трейд" и грузоперевозчиком - предпринимателем, несостоятельна.
Довод ООО "АльфаТранс" о том, что в его обязанности входила только подача автотранспорта для перевозки груза, а не перевозка груза, оценен судами и отклонен. Согласно пунктам 2.5 и 2.9 договора 16.12.2013 ответчик обязан обеспечивать принятие грузов к перевозке от грузоотправителей по наименованиям, количеству и качеству на основании товарно-транспортной накладной или иных перевозочных документов, а так же обязан обеспечивать доставку грузов в пункты разгрузки.
Несогласие ООО "АльфаТранс" с установленными судами по делу обстоятельствами и с оценкой доказательств, не является основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Суд кассационный инстанции не обладает процессуальными полномочиями по переоценке исследованных судебными инстанциями доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 3 тыс. рублей, по уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с ООО "АльфаТранс" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А32-29120/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АльфаТранс" (ИНН 5904287275, ОГРН 1135904006600) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.