г. Краснодар |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А32-33259/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования Каневской район (ИНН 2334008330, ОГРН 1032319136365) - Кузьменко А.Н. (доверенность от 17.01.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Левит Н.В. (доверенность от 12.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Каневской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2017 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-33259/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования Каневской район (далее - администрация) обратилась с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 24.06.2016.
Решением суда от 16.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела; суды не определили и не исследовали все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители администрации и управления повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной проверки управление приняло решение от 24.06.2016, которым признало администрацию нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции). Нарушения выразились в создании участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации: при публикации извещений о проведении аукционов не указаны технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и информация о плате за подключение; нарушен порядок публикации извещения, извещение и протоколы аукциона не опубликованы на официальном сайте http://torgi.gov.ru. В связи с тем, что по итогам аукционов заключены договоры, управление предписание не выдавало.
Администрация, не согласившись с решением управления, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Управление установило, что с 01.07.2013 по 01.10.2015 проведены аукционы по продаже права аренды земельных участков. В извещении о проведении аукциона от 29.01.2015 по предоставлению в аренду земельных участков по лотам N 1 - 37 с разрешенным использованием - для отдельно стоящего усадебного жилого дома с участком, возможностью содержания и разведения домашнего скота и птицы, не определены технические условия подключения к объекта к сетям инженерно-строительного обеспечения. Извещение о проведении аукциона от 31.03.2015 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков по лотам N 1 - 12, из которых предметом торгов по лоту N 9 являлось право на заключение договора в отношении земельного участка площадью 288 200 кв. м с разрешенным использованием - коммерческие мастерские, мелкое производство экологически чистое или 5 класса вредности, по лоту N 10 - право на заключение договора в отношении земельного участка площадью 46 738 кв. м с разрешенным использованием для рынка открытого и закрытого, по лоту N 11 - право на заключение договора в отношении земельного участка площадью 47 577 кв. м с разрешенным использованием - для размещения торгово-выставочной площадки, по лоту N 12 - право на заключение договора в отношении земельного участка площадью 37 994 кв. м с разрешенным использованием - для строительства предприятий промышленного производства, опубликовано только в газете "Каневские зори", на сайте http://torgi.gov.ru извещение не опубликовано; протоколы аукциона также не опубликованы на указанном сайте; кроме того, извещение не содержит информацию о технических условиях подключения к объекта к сетям инженерно-строительного обеспечения и о плате за подключение.
Согласно части 5 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Кодекса. В силу части 2 статьи 38.1 Кодекса аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). В соответствии с частью 10 статьи 38.1 Кодекса извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Как следует из пункта 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83), орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Суды, оценив извещение от 29.01.2015, пришли к выводу, что оно не соответствует положениям статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит информацию для заинтересованных лиц (потенциальных участников торгов) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение (технологическое присоединение). Указанный вывод податель жалобы документально не опроверг. Отсутствие в извещении о торгах обязательных сведений, предусмотренных законом, является существенным нарушением порядка проведения торгов.
Довод о том, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2013 N АКПИ13-430 отказано в признании недействующим пункта Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808), не свидетельствует об отсутствии у администрации обязанности по включению в извещение сведений, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федерации как обязательных для включения в извещение о проведении торгов.
Суды установили, что извещение от 31.03.2015 не содержит информацию о технических условиях подключения к объекта к сетям инженерно-строительного обеспечения о плате за подключение; также извещение и протоколы аукциона не опубликованы на сайте http://torgi.gov.ru. Указанные выводы податель жалобы не опровергает.
В силу пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.02.2015, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Согласно части 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. В силу части 9 статьи 39.12 Кодекса организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола. Согласно части 16 названной статьи протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.
При таких обстоятельствах суды признали обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении администраций при проведении торгов положений Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.03.2015. Суды установили, что сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков опубликованы в газете "Каневские Зори" 01.01.2015 и 05.02.2015; после публикации данного сообщения подано два и более заявлений, что явилось основанием для проведения процедуры торгов. Извещение о проведении аукциона размещено 31.03.2015, после вступления в силу 01.03.2015 новой редакции Кодекса, предусматривающей публикацию извещений на официальном сайте.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу N А32-33259/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.