• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2017 г. N Ф08-2279/17 по делу N А32-38905/2015

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, с учетом вышеприведенного нормативного обоснования суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем. Земельный участок, относящийся к землям транспорта и предназначенный для размещения объектов воздушного транспорта не мог быть предоставлен в частную собственность (приватизирован). Противоречие оспариваемого договора купли-продажи названному законодательно установленному запрету являлось достаточным основанием для его квалификации как недействительной (ничтожной) сделки. Формирование земельного участка из земель, ранее закрепленных за государственным унитарным предприятием воздушного транспорта, позволяло сделать вывод о разграничении государственной собственности на него в пользу Российской Федерации в силу закона, независимо от государственной регистрации соответствующего права. Данное обстоятельство исключало возможность отнесения земельного участка как к муниципальной собственности на основании Закона N 244-ФЗ, независимо от его расположения в пределах второй зоны округа санитарной охраны курорта, так и к землям, государственная собственность на которые не разграничена. У администрации отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком, а также законные основания для инициирования процедуры государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Заключенные администрацией, обществом и предпринимателями договоры аренды противоречили нормам действующего законодательства, в том числе статьям 209, 608 Гражданского кодекса, и не порождали никаких правовых последствий. Возможность перехода к собственникам располагавшихся на земельном участке объектов недвижимости в порядке статьи 552 Гражданского кодекса от акционерного общества права постоянного пользования земельным участком, основанного на постановлении администрации от 28.11.1996 N 867/1, а также особенности расположения земельного участка (вкрапление в земли федеральной собственности без сообщения с территорией общего пользования) обеспечивали отсутствие у публичного собственника (Российской Федерации) необходимости в защите владения этим участком (сохранялось опосредованное владение). Такая необходимость не могла возникнуть, а управление не могло узнать о нарушении права Российской Федерации ранее заключения оспариваемого договора купли-продажи и государственной регистрации перехода к предпринимателям права собственности на земельный участок. В этой связи, управление не могло быть признано пропустившим срок исковой давности, в том числе и по виндикационному требованию. В условиях ничтожности договоров аренды и купли-продажи земельного участка, в отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателям, последние не могли быть признаны законными пользователями (владельцами) земельного участка, права которых подлежат защите негаторным (встречным) иском. В этой связи, обстоятельства, связанные с возведением на земельном участке в 2014 году периметрового ограждения, наличием (отсутствием) у него признаков недвижимого имущества, планируемым использованием земельного участка в качестве аэродрома легкомоторной авиации, подготовкой проекта строительства аэродрома легкомоторной авиации, экономической выгодой и целесообразностью его реализации, не могли повлиять на оценку договора купли-продажи земельного участка и результаты рассмотрения спора в целом.

Довод о том, что лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из перечня категории особо охраняемых природных территорий, и, поэтому, расположение земельного участка в границах второй зоны округа горно-санитарной курорта не свидетельствует о наличии ограничений в его обороте, основан на заблуждении заявителей кассационных жалоб относительно смысла положений Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу пункта 3 статьи 10 которого, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу этого закона, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего закона."