г. Краснодар |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А32-33320/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Исполнитель" (ИНН 2302034507, ОГРН 1032300667277) - Гунько С.А. (доверенность от 03.02.2016), в отсутствие ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская многопрофильная больница" (ИНН 2372011895, ОГРН 1152372000725), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исполнитель" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2017 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 (судьи Мисник Н.Н., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-33320/2015, установил следующее.
ООО "Исполнитель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к МБУЗ "Городская многопрофильная больница" (далее - учреждение) о взыскании 478 672 рублей задолженности за выполненные работы.
Решением суда от 07.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель указывает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что обстоятельства рассматриваемого дела не аналогичны обстоятельствам, указанным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 302-ЭС15-17338. Без выполнения дополнительных работ объект не мог быть сдан в эксплуатацию. В заключении судебной экспертизы указано, что спорные дополнительные работы являются безотлагательными, работы выполнены с надлежащим качеством.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 25.12.2013 общество и учреждение на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12.12.2013 N ЭА-1260/2 по лоту N 1260 заключили договор N 324-12А/13.
Согласно пункту 1.1 договора, заказчик поручает, а исполнитель выполняет работы по строительству перехода между терапевтическим и хирургическим корпусом учреждения.
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость выполненных подрядчиком работ определяется на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, фиксируется расчетом твердой договорной цены и составляет 2 621 176 рублей.
При этом стороны в пункте 2.1.1 договора согласовали, что цена договора является твердой договорной ценой, не подлежащей корректировке в связи с инфляцией и в случае превышения фактической стоимости работ над твердой договорной ценой подрядчик погашает разницу за счет собственных средств (пункт 2.3).
26 декабря 2013 года общество и учреждение на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N ЭА-1289/2 по лоту N 1289 заключили договор N 325-12А/13.
Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает, а подрядчик обязуется своими силами и средствами выполнить отделочные работы перехода между терапевтическим и хирургическим корпусами учреждения.
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость выполненных подрядчиком работ определяется на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, фиксируется расчетом твердой договорной цены и составляет 1 909 228 рублей.
При этом стороны в пункте 2.1.1 договора согласовали, что цена договора является твердой договорной ценой, не подлежащей корректировке в связи с инфляцией и в случае превышения фактической стоимости работ над твердой договорной ценой подрядчик погашает разницу за счет собственных средств (пункт 2.3).
Общество указывает, что в ходе выполнения работ ООО "Архитектурное проектно-производственное бюро" как организация, осуществляющая авторский надзор, выявила отступление в проектно-сметной документации от строительных норм, без устранения которых, подрядчик не может выполнить работы.
Письмом от 05.08.2014 N 234 общество известило заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ.
Ссылаясь на то, что общество выполнило дополнительные работы с надлежащим качеством, а результат работ используется заказчиком и имеет для него потребительскую ценность, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшего в период выполнения дополнительных работ; далее - Закон N 94-ФЗ) указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 сформулирована правовая позиция о недопустимости в отсутствие государственного (муниципального) контракта взыскания стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.
В данных постановлениях указано, что согласование сторонами выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона N 94-ФЗ и удовлетворение требований о взыскании задолженности, по существу открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Поэтому поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, поставлявшее товары, выполнявшее работы или оказывавшее услуги, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, в связи с чем в этом случае требование об оплате товаров, работ или услуг не подлежит удовлетворению.
Целью регулирования Закона N 94-ФЗ являлось, в том числе, предотвращение неэффективного использования бюджетных денежных средств и недопущение предоставления отдельным лицам преимуществ в получении госзаказа по сравнению с теми претендентами, кто имеет возможность предложить более выгодные условия удовлетворения государственных либо муниципальных нужд.
Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 названной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Изменение цены государственного или муниципального контракта при его исполнении в силу части 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ не допускается, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, а также в случаях, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Закона.
Условиями договора возможность увеличения цены договора не предусмотрена, контракт на выполнение дополнительных работ стороны не заключали.
Более того, согласно пунктам 2.3 договоров в случае превышения фактической стоимости работ над твердой договорной ценой подрядчик погашает разницу за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Довод заявителя жалобы о том, что суды оставили без внимания правовой подход, выработанный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 N 302-ЭС15-17338 несостоятелен, поскольку по делу N А58-4189/2014 установлены иные фактические обстоятельства. Так, в материалы по рассматриваемому делу не представлены доказательства, подтверждающие вероятную гибель (повреждение) объекта строительства без незамедлительного проведения дополнительных работ. Суды обеих инстанций указали, что общество, являясь профессиональным участником соответствующих правоотношений, в силу презумпции правосознания, знало (должно было знать), что выполняет работы вопреки предписаниям Закона N 94-ФЗ, во исполнение несуществующего обязательства.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решение и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В связи с тем, что заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, государственная пошлина в размере 3 тыс. рублей подлежит взысканию с общества в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 по делу N А32-33320/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Исполнитель" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.