г. Краснодар |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А63-10732/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ВСК" (ИНН 2626034271, ОГРН 1052600128074), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСК" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А63-10732/2016 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.), установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВСК" (далее - общество) к ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 21.11.2016 (судья Русанова В.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием вины общества во вменяемом правонарушении, поскольку оно приняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения.
Постановлением от 08.02.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 21.11.2016, привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 150 тыс. рублей. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 08.02.2017, оставить в силе решение суда от 21.11.2016. Заявитель жалобы указывает на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств наличия в действиях общества состава административного правонарушения и вины в его совершении. Общество выполнило все обязательные лицензионные требования в области перевозки спирта: оборудовало автотранспортное средство специальными техническими средствами, которые обеспечивают передачу данных о перемещении автотранспорта в автоматизированную систему контроля перевозок (далее - АСКП); заключило договоры на обеспечение передачи информации с ООО "Центр информационно-коммуникационных технологий".
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) на основании лицензии от 05.06.2014 N 26ТСЭ0003767 сроком действия до 07.02.2019.
По заявлению от 15.06.2016 N 068, представленному обществом в управление о необходимости проведения фиксации в АСКП перевозки N 320_32660000001381279 этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации за период с 20.05.2016 по 22.05.2016 на автоцистерне ЕА 4954 26 RUS, управление проанализировало товарно-транспортную накладную от 20.05.2016 N 66 и установило, что общество закупило у ООО "Завод Первомайский" дистиллят коньячный выдержанный пятилетний (66,4% содержание абсолютного спирта) в объеме 2 865 дал. Указанная закупка зафиксирована обществом в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) (заявка о фиксации в ЕГАИС от 23.05.2016 N 65), при этом обществом не осуществлена фиксация сведений в пути следования автоцистерны в системе АСКП.
Так, сведения о местоположении емкости (цистерны) с государственным номером ЕА 4954 26 RUS определены в системе АСКП 20.05.2016 (время 05:32:37 МСК), что подтверждало работоспособность абонентского терминала. Спустя 15 секунд в 05:32:52 МСК сигнал о местоположении автоцистерны не определен. Следующее определение местоположения данной автоцистерны зафиксировано 22.05.2016 в 17:03:11 МСК.
Установив, что общество в период с 20.05.2016 по 22.05.2016 не обеспечило передачу данных в автоматическом режиме в систему АСКП (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства, тем самым нарушив лицензионные требования и условия, предъявляемые к организациям, осуществляющим перевозку этилового спирта, управление 05.07.2016 возбудило в отношении общества дело N 07-16/491 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 Кодекса, составило протокол от 01.08.2016 N 07-16/491-3 и в соответствии со статьями 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 23.1 Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса.
Отменяя решения суда первой инстанции и привлекая общество к ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса. При этом суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в том числе, перевозка, на которую распространяется действие данного Закона N 171-ФЗ.
Как предусмотрено абзацем 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 N 648 предусмотрено, что лицензионными условиями для перевозки продукции являются, в том числе: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении автотранспортных средств, соответствующих требованиям в отношении перевозок продукции, установленным лицензирующим органом; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным лицензирующим органом; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств, соответствующих требованиям, установленным лицензирующим органом; г) использование для перевозок продукции автотранспортных средств, оборудованных опломбированными лицензиатом емкостями (цистернами); ж) соблюдение предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 19 Закона N 171-ФЗ требований к приобретенному основному технологическому оборудованию в целях его использования для перевозок продукции.
Согласно пункту 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688), в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, следующей информации:
а) пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения);
б) время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время);
в) дата и время начала и окончания перевозки продукции;
г) адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в пунктах 5 - 7 Правил, в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 258 утверждены Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - Требования N 258).
Указанным документом установлены требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в АСКП этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также к выполняемым ими функциям. Установлено требование по передаче данных в АСКП до 24 часов с момента осуществления конкретного действия.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Требований N 258 технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - навигационные данные).
Пунктом 5 Требований N 258 установлено, что технические средства должны обеспечивать выполнение следующих функций: а) определение текущего местоположения оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS; б) запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти; в) передачу в АСКП навигационных данных с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 минут до 24 часов); г) запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети; д) обмен данными по протоколу GPRS TCP/IP в зоне покрытия сотовой связи.
Согласно пункту 7 Требований N 258 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
Как установлено пунктом 8 Требований N 258, технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.
Пунктами 2.1 и 2.2 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 256 "О Требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта", предусмотрено, что автомобильный транспорт должен быть оснащен оборудованием для учета объема перевозок продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Таким образом, обязательными лицензионными требованиями в области перевозок этилового спирта является оборудование автотранспортных средств лицензиата специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, Обществом в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, общество не представило доказательств записи данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети (подпункт "г" пункта 5 Требований N 258).
Вина общества подтверждается собранными по делу об административном правонарушении материалами, в том числе: заявкой о фиксации в ЕГАИС от 23.05.2016 N 65, подтверждающей перевозку коньячного дистиллянта обществом; сведениями из АСКП за период с 20.05.2016 по 22.05.2016 о местоположении автотранспортного средства перевозящего груз (коньячный дистиллянт), протоколом об административном правонарушении от 01.08.2016.
Суд апелляционной инстанции дал оценку ссылке общества на договор с ООО "Центр информационно-коммуникационных технологий" по обеспечению передачи информации от контролера МС-КВШ, представленный в подтверждение отсутствия в действиях общества события и состава вменяемого правонарушения, при этом правомерно указал, что ООО "Центр информационно-коммуникационных технологий" не является лицензиатом, осуществляющим перевозку этилового спирта и на него не возлагаются обязанности по соблюдению лицензионных требований.
Доводы общества о том, что информация с координатно-временным определением местоположения, временем и местом стоянок направлялась в АСКП, но с перебоями, не зависящими от пользователя системы, обусловленные действиями третьих лиц (ПАО "Мегафон"), не содержат объяснения причин отсутствия полной информации о маршруте и выполнения названных положений Требований N 258, поскольку в силу вышеизложенного даже при перебоях в передаче информация должна записываться и храниться на источнике общества и в дальнейшем при устранении перебоев и возобновлении сигнала передаваться контролирующему органу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса.
Назначенное судом апелляционной инстанции наказание в виде 150 тыс. рублей штрафа соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено, вместе с тем, в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, суд апелляционной инстанции признал совершение обществом аналогичного административного правонарушения (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу N А63-11166/2016).
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 Кодекса с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Основания для переоценки вывода суда апелляционной инстанции и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2017 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 по делу N А63-10732/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.