г. Краснодар |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А53-32669/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора: общества с ограниченной ответственностью "Чебоко"; закрытого акционерного общества "Сбербанк - АСТ", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2017 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-32669/2016, установил следующее.
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным пункта 2 решения от 01.09.2016 по делу N 1694 в части признания заказчика нарушившим часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ), о признании недействительным предписания от 01.09.2016 N 712/06 по делу N 1694/06.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Чебоко", ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Решением суда от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2017, заявленные требования удовлетворены. Пункт 2 решения управления от 01.09.2016 по делу N 1694 признан незаконным. Предписание управления от 01.09.2016 N 712/06 по делу N1694/06 признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что документация об аукционе полностью соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ в части объективности описания закупки и недопустимости установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; оспариваемые ненормативные правовые акты управления не соответствуют Закону N 44-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В кассационной жалобе управление просит решение суда от 19.01.2017 и постановление апелляционного суда от 23.03.2017 отменить. По мнению управления, часть требований к закупаемому товару выведена заказчиком за пределы Технического задания и размещена в хаотичном порядке в разных частях документации, которые не имеют отношения к описанию объекта закупки, среди положений, устанавливающих правила заполнения заявки, а также внесения изменений и расторжении заключенного контракта. Управление указывает, что необъективное описание объекта закупки привело к конкретным негативным последствиям, а именно, к сокращению количества участников аукциона.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона для закупки от 12.08.2016 N 0358100032216000110 установлены дата и время окончания подачи заявок: 22.08.2016 в 09:00; начальная (максимальная) цена контракта составила 702 тыс. рублей. Закупка проводилась в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22.08.2016 по аукциону N 0358100032216000110 на участие в аукционе подано 5 заявок; участникам закупки, подавшим заявки NN 1 (ООО "Чебоко"), 4 и 5 отказано в допуске к участию в аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки установлено требование о соответствии товара требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011. Пунктом 21 аукционной документации установлено, что чай черный байховый должен быть выработан в соответствии с требованиями ГОСТ 32573- 2013, чай должен быть не ниже первого сорта (сорт чая, предлагаемого к поставке, в заявке должен быть конкретизирован также как и соответствие ГОСТ).
Комиссией управления 01.09.2016 вынесено решение по делу N 1694/06, согласно пункту 2 которого заказчик (заявитель) признан нарушившим часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
На основании решения 01.09.2016 управление выдало аукционной комиссии заказчика предписание N 712/06 по делу N 1694/06, согласно которому комиссии заказчика необходимо в срок до 20.09.2016: 1) отменить протоколы, сформированные в ходе проведения аукциона; 2) внести изменения в документацию об аукционе путем ее приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Ростовского УФАС от 01.09.2016 N1694/06; 3) продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствии со статьей 65 Закона N 44-ФЗ; 4) провести процедуру аукциона в соответствии с требованиями главы 3 Закона N 44-ФЗ; 5) электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить заказчику возможность исполнения предписания.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно руководствовались следующим.
На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; 3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 названного Федерального закона; 5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 названного Федерального закона; 6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); 7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта; 9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями названного Федерального закона; 10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта; 11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; 12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 названного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Суды установили, что в инструкции по заполнению заявки при описании правил заполнения заявки заказчик указал требование о необходимости указания в заявке о соответствии товара TP ТС 021/2011 TP ТС 021/2011 и требованиям ГОСТ 32573-2013. Заказчик при описании объекта закупки использовал показатели, утвержденные ГОСТ 32573-2013, и указал требование о соответствии поставляемого товара требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 и ГОСТ 32573-2013, что является объективным изложением требований заказчика к закупаемому товару. В документации указано: "чай должен быть не ниже первого сорта (сорт чая, предлагаемого к поставке, в заявке должен быть конкретизирован также как и соответствие ГОСТ)". Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что документация об аукционе полностью соответствует требованиям статьи 33 и статьи 64 Закона в части объективности описания закупки и недопустимости установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Суды установили, что техническое задание и иные документы, составляющие содержание аукционной документации, размещены заказчиком в ЕАИС в межплатформенном формате Word, позволяющим осуществлять поиск и копирование через интерфейс, находятся в свободном доступе, каких-либо ограничений на использование не имеют, при внимательном и комплексном изучении ясно и непротиворечиво выражают необходимые требования к содержанию заявок, которые могут быть поданы потенциальными участниками аукциона.
Обязательные способы и приемы изложения в аукционной документации обязательных к указанию в заявке сведений не установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом структура документации об аукционе нормами закона не регламентирована. Установлен только перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена (статья 64 Закона N 44-ФЗ). Понятие документации об аукционе носит собирательный характер и, как правило, включает такие разделы, как общие положения, информационная карта, форма заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта.
Суды установили, что требование об обязательном указании в заявке о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ 32573-2013, TP ТС 021/2011 изложены заказчиком в разделах аукционной документации, в том числе в разделе, содержащем инструкцию по заполнению заявки. Данные сведения в установленном порядке опубликованы заказчиком и были доступны для ознакомления потенциальным участникам аукциона без каких-либо ограничений. Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о несоответствии оспариваемых ненормативных правовых актов управления Закону N 44-ФЗ и удовлетворили требования заявителя.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не имеется. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлены. Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А53-32669/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.