г. Краснодар |
|
05 мая 2017 г. |
Дело N А32-5729/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Бабак О.В. (доверенность от 23.12.2016), от ответчика - администрации муниципального образования Динское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район (ИНН 2330032043, ОГРН 1052316931369) - Литвинова В.А. (доверенность от 10.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Динское сельское поселение в составе муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2016 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 (судьи Пономарева И.В., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А32-5729/2015, установил следующее.
ОАО "Кубаньэнерго" (в настоящее время ПАО "Кубаньэнерго"; далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Динского сельского поселения Динского района (далее - администрация) о взыскании 21 692 584 рублей 78 копеек по актам о бездоговорном потреблении электрической энергии.
Определением от 02.07.2015 суд приостановил производство по данному делу до вступления в законную силу судебных актов по делам N А32-4270/2015, А32-12035/2015, А32-7526/2015.
Определением от 28.12.2015 производство по делу возобновлено.
Решением от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2017, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что факт бездоговорного потребления администрацией электрической энергии в спорный период подтвержден материалами дела. Расчет стоимости бездоговорного потребления электроэнергии, представленный обществом, признан верным.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, общество не уведомило администрацию о проверке приборов учета электроэнергии. Суды не учли, что акты о безучетном потреблении электроэнергии составлены с нарушением действующего законодательства. Акты не подписаны потребителями, в них не зафиксирован отказ администрации от подписания, некоторые акты не содержат даты предыдущей проверки приборов учета. Суд не назначил экспертизу по проверке расчетов по указанным актам. Наличие во всех актах подписей одних и тех же лиц, которые могут быть заинтересованы в результате рассмотрения спора, не может быть принято судом в качестве подтверждения отказа администрации от присутствия при проверке и от подписания актов. Судами не исследованы обстоятельства принадлежности электрических линий, в отношении которых составлены акты бездоговорного потребления электроэнергии.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество в рамках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), при проведении проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, выявило бездоговорное потребление администрацией электроэнергии на объектах уличного освещения, о чем составлены акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии от 10.09.2014 N 0003362, от 11.09.2014 N 0003365 и 0003347, от 12.09.2014 N 0003366, от 13.09.2014 N 0003367, от 27.09.2014 N 0003494 и 0003495, от 29.09.2014 N 0003496 на общую сумму 21 692 584 рубля 78 копеек.
Общество направило в адрес администрации претензию от 18.12.2015 N КЭ/009/2359 с требованием о погашении задолженности, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Бездоговорным потреблением электрической энергии является самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей (пункт 2 Основных положений).
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X данного документа (пункт 84 Основных положений).
Согласно пункту 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Из пунктов 192 и 193 Основных положений следует, что по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
В силу пункта 194 Основных положений расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) производится сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
Администрация не представила доказательств присоединения спорных объектов с оформлением надлежащим образом технической и договорной документации, что является нарушением порядка подключения к присоединенной сети, установленного Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Администрация, сославшись на график работы уличного освещения в Динском сельском поселении, утвержденный 23.12.2013 главой Динского сельского поселения, а также представив акты обследований от 06.04.2016, согласно которым в щите управления уличным освещением установлены программируемые таймеры TDM ТЭ 15, запрограммированные по утвержденному графику, представила контррасчет исходя из фактического времени работы токоприемников по спорным точкам 4,88 часа в сутки, а не 24 часов в сутки, как рассчитал истец.
Суды, проверив контррасчет администрации, признали его необоснованным ввиду того, что представленный администрацией график работы уличного освещения не подтверждает факт его исполнения и реальной работы токоприемников в установленное в графике время. Аналогичные доводы проверялись судами при рассмотрении дела N А32-7526/2015 о взыскании стоимости бездоговорного потребления за предыдущий период, производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в силу судебных актов по названному делу. По нему признаны недоказанными ни соблюдение режима отключения освещения, ни доводы о наличии соответствующих таймеров. Администрация не представила доказательств того, что по сравнению с названным периодом, рассматриваемым по делу N А32-7526/2015, в спорный период, рассматриваемый по настоящему делу, были внесены какие-либо изменения в работу сети уличного освещения. Ссылка на акты обследований от 06.04.2016 не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о режиме бездоговорного потребления в 2014 году.
Довод администрации о том, что акты о бездоговорном потреблении электроэнергии составлены с нарушением действующего законодательства, отклоняется. Администрация не оспаривает наличие системы уличного освещения, потребление энергии и отсутствие соответствующего договора с истцом. Кроме того, факт постоянного бездоговорного потребления установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-7526/2015.
Администрация не представила доказательств устранения данного нарушения в спорный период либо прекращения использования сети уличного освещения.
Довод администрации об отсутствии доказательств принадлежности ей спорной линии уличного освещения является необоснованным. Данное обстоятельство установлено по делу N А32-7526/2015. В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация освещения улиц относится к вопросам местного значения поселения. Поскольку станица Динская Динского района, где выявлено самовольное подключение сети уличного освещения к электросетям общества, расположена в территориальных границах администрации, именно она по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать, что спорные сети используются другим лицом для уличного освещения. Однако администрация таких доказательств суду не представила.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств. Вместе с тем переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 по делу N А32-5729/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.