г. Краснодар |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А53-10703/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Арта" - Бернева А.Э. (доверенность от 22.03.2016), от заинтересованного лица - Таганрогской таможни - Сердюковой В.Н. (доверенность от 12.07.2017), Синьковой И.И. (доверенность от 12.07.2017) и Скрипки С.В. (доверенность от 12.07.2017), рассмотрев кассационную жалобу Таганрогской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2016 (судья Штыренко М.Е.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-10703/2016, установил следующее.
ЗАО "Арта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным бездействия т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни в период с 11.03.2016 по 29.04.2016 в виде невыдачи разрешения на убытие за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину) транспортного средства международной перевозки государственные номера АВ 2857СЕ/ АВ9885ХР и находящегося в нем товара, - яблоки свежие (страна происхождения Украина) в количестве брутто - 21 517 кг, нетто - 18 359 кг; признании незаконным действия т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни по уничтожению товара от 29.04.2016 N 10319060/290416/У00004 (1241 грузовых мест), прибывших на т/п МАПП "Матвеев Курган" в транспортных средствах международной перевозки государственные номера АВ 2857СЕ/АВ9885ХР по СМР N 031737 для убытия за пределы территории Таможенного Союза, как несоответствующее требованиям Таможенного кодекса Таможенного союза (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 14.10.2016 суд прекратил производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни в период с 11.03.2016 по 29.04.2016 в виде невыдачи разрешения на убытие за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину) транспортного средства международной перевозки государственные номера АВ2857СЕ/АВ9885ХР и находящегося в нем товара, - яблоки свежие (страна происхождения Украина) в количестве брутто - 21 517 кг, нетто - 18 359 кг в связи с отказом от требования. В остальной части суд первой инстанции удовлетворил заявленное обществом требование.
Постановлением от 14.03.2017 суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции от 14.10.2016.
Судебные акты мотивированы тем, что по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Кодекс), направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут; в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ), а также в силу того, что Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 560), постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, 24.06.2015 N 320" (далее - Постановление N 778) являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, введенные указанные нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить в части удовлетворения требования, принять новое решение.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права. По мнению таможни, местонахождение получателя спорного товара не является местом доставки товаров за пределами территории Российской Федерации в соответствии с условиями процедуры таможенного транзита и не подпадает под исключение, установленное пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 391), таким образом, в связи с выявлением факта ввоза запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации товара, должностное лицо таможни законно и обоснованно приняло решение о запрете ввоза спорного товара. Уничтожение спорного товара произведено в соответствии с требованиями Правил уничтожения запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, утвержденных Постановлением N 778 в целях реализации положений Закона N 281-ФЗ и Указов Президента Российской Федерации N 391 и N 560. Правовая позиция таможенного органа соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.03.2017 N 307-АД16-16770.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Общество полагает, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 281-ФЗ специальные экономические меры могут быть направлены на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление. Реализация специальных экономических мер обязательна для определенного круга лиц, а именно: для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц (часть 3 статьи 3 Закона N 281-ФЗ). Обеспечение реализации специальных экономических мер возложена исходя из их компетенции на Федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 4 Закона N 281-ФЗ). На иностранных лиц, то есть на лиц, которые не находятся под юрисдикцией Российской Федерации, специальные экономические меры, вводимые в порядке Закона N 281-ФЗ, не являются обязательными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.01.2016 ЗАО "Арта" (Республика Абхазия) и ООО "Укруниверсалгрупп" (Украина) заключили контракт от 12.01.2016 N 1. Согласно спецификации от 26.02.2016 N 18 к контракту поставке подлежали яблоки свежие (страна происхождения Украина) в количестве брутто - 21 517 кг, нетто - 18 359 кг (код ТН ВЭД 080810), страна назначения - Грузия, поставка предусмотрена на условиях DAP г. Сухум, автотранспортом.
Дополнительным соглашением к контракту стороны дополнили договор пунктом 5.4, в котором предусмотрели, что датой перехода права собственности на товар является дата подписания акта приема-передачи.
15 января 2016 года ЗАО "Арта" и ООО "РУАНИДЭНЕРГИЯ" (Украина), заключили договор поставки N 15-01/16. Согласно спецификации поставке подлежали яблоки свежие (страна происхождения Украина) в количестве брутто - 21 517 кг, нетто - 18 359 кг, предусмотрена поставка на условиях DAP г. Донецк, автотранспортом. Покупатель (получатель): ООО "РУАНИДЭНЕРГИЯ", Украина, продавец: ЗАО "Арта", Грузия, Республика Абхазия, грузоотправитель: ООО "Укруниверсалгрупп" (Украина).
ООО "Укруниверсалгрупп" (Украина) заключило с перевозчиком ФЛП Киракосян С.В. договор на оказание услуг по перевозке грузов от 20.02.2016 N 20-02/16 по организации перевозки и экспедировании грузов заказчика.
07 марта 2016 года спорный товар на транспортном средстве международной перевозки - автомашине DAF государственный номер АВ 2857СЕ с прицепом государственный номер АВ 9885 ХР иностранным перевозчиком РЕ KIRAKOSYAN SARKIS ввезен на территорию таможенного союза через пункт пропуска Новая Гута (Республика Беларусь) и помещен таможенным органом Республики Беларусь под таможенную процедуру таможенного транзита с указанием места доставки - таможенный орган назначения - 10319060 т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни.
По прибытии на территорию таможенного союза общество оформило транзитную декларацию 11214301/060316/0507535, согласно которой срок транзита - до 25.03.2016, место доставки - таможенный пост МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни.
10 марта 2016 года автомобиль с государственными номерами АВ 2857СЕ/АВ 9885 ХР прибыл на таможенный пост МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни с целью дальнейшего убытия на территорию Украины.
Разместив транспортное средство в зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП Матвеев Курган, перевозчик в целях завершения таможенной процедуры таможенного транзита подал в таможенный орган следующие документы: транзитную декларацию, международную товарно-транспортную накладную (СМR) N 031737; счет-фактуру от 26.02.2016 N 18; фитосанитарный сертификат от 29.02.2016 N 75/07-016/ВХ-533791.
Таможенный орган решение о завершении процедуры таможенного транзита в отношении товара, перевозимого транспортными средствами с государственными номерами АВ 2857СЕ/АВ 9885 ХР не принял, разрешение на убытие транспортных средств с территории таможенного союза в установленном статьей 163 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) порядке не оформил.
14 апреля 2016 года таможня изъяла спорный товар (акт об изъятии запрещенной к ввозу продукции N 10319060/140416/И00004) и 29.04.2016 уничтожила его (акт об уничтожении запрещенной к ввозу продукции N 10319060/140416/У00004).
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства, в том числе договор поставки от 12.01.2016 N 1, дополнительное соглашение от 20.01.2016 N 1, договор поставки от 15.01.2016 N 15-01/16, договор на оказание услуг по перевозке грузов от 20.02.2016 N 20-02/16, фитосанитарный сертификат, доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий, в том числе, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Кодекса).
Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (часть 2 статьи 1 Закона N 281-ФЗ).
В силу частей 2 и 3 статьи 3 Закона N 281-ФЗ к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 281-ФЗ решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Законом N 281-ФЗ Президент Российской Федерации издал Указ N 560.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 560 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, постановлено в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу данного Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2015 N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 560 продлено на один год с 06.08.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 281-ФЗ Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации N 560 и N 320 постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 введен до 5 августа 2016 года (включительно) запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению. В перечень запрещенных с 06.08.2014 к ввозу в Российскую Федерацию товаров, утвержденный Постановлением N 778 включены, в том числе относящиеся к коду ТН ВЭД 0808 - яблоки, груши свежие, указанные в товарной группе 8, - фрукты и орехи.
Судебные инстанции установили, что договоры поставки заключены между лицами иностранных государств, перевозка спорного товара осуществлялась иностранным перевозчиком по таможенной процедуре таможенного транзита. Товар ввезен на таможенную территорию Таможенного союза через пункт пропуска Новая Гута (Республика Беларусь) и таможенным органом Республики Беларусь помещен под таможенную процедуру таможенного транзита с указанием места доставки - таможенный орган назначения - 10319060 т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни. На территорию Российской Федерации товар ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита для дальнейшего ввоза на территорию Восточной Украины.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07 2015 N 391 ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года.
Положения Указа Президента Российской Федерации N 391 не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации N 391).
Судебные инстанции на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о том, что таможне представлены необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество спорного товара и у таможни отсутствовали основания сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита. Доказательства обратного таможня не представила.
В судебном заседании кассационной инстанции представители таможенного органа пояснили, что подлинность фитосанитарного сертификата от 29.02.2016 N 75/07-016/ВХ-533791, на ввезенный на транспортном средстве с государственными номерами АВ2857СЕ/АВ9885ХР транзитный товар (яблоки свежие), а также соответствие наименования товара (яблоки свежие), указанного в сертификате сведениям о грузе подтверждены, в связи с чем данные обстоятельства не являлись основанием для уничтожения товара от 29.04.2016 N 10319060/290416/У00004 (1241 грузовых мест), прибывших на т/п МАПП "Матвеев Курган" в транспортных средствах международной перевозки государственные номера АВ 2857СЕ/АВ9885ХР по СМР N 031737 для убытия за пределы территории Таможенного Союза.
Сделав вывод о незаконности действий таможни по уничтожению товара, прибывшего на таможенный пост в транспортных средствах международной перевозки для убытия за пределы таможенной территории Таможенного союза, судебные инстанции с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, обоснованно исходили из того, что Закон N 281-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации N 560, Постановление N 778 являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, введенные указанные нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации. По отношению к товару, являющемуся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения Таможенного кодекса Таможенного Союза, направленные на соблюдение ограничений и запретов применены быть не могут.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 307-АД16-16770.
Доводы таможни были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, которые дали им надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не принял довод таможни о законности ее действий со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 307-АД16-14218 по делу N А52-2399/2015, поскольку при рассмотрении дела N А52-2399/2015 суды исходили из конкретных обстоятельств, не совпадающих с обстоятельствами рассматриваемого дела.
Доводы таможни выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2016 и постановление
Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А53-10703/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.