г. Краснодар |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А18-990/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Трифоновой Л.А. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "АгроС"" (ИНН 7014039152, ОГРН 1027000772810), ответчика - индивидуального предпринимателя Осканова Микаила Карим-Султановича и третьего лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "АгроС"" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.12.2016 (судья Гелисханова Р.З.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 (судьи Годило Н.Н., Сомов Е.Г., Макарова Н.В.) по делу N А18-990/2016, установил следующее.
ООО "Страховая компания "АгроС"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Осканову М. К. (далее - предприниматель) о взыскании 428 600 рублей 41 копейки страховой премии по договору от 23.04.2015 N СХ-ИН0002/15 страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия (далее - министерство).
Решением от 29.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.04.2017, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в договоре предусмотрено последствие при неоплате страхователем страховой премии в полном объеме в виде уменьшения размера страховой выплаты.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, выводы суда противоречат нормам права. Условия договора не содержат положений, ставящих внесение второй части страховой премии в зависимость от наступления страхового случая. Раздел 4 договора предусматривает последствия неуплаты в установленные сроки страховых взносов на случай, если страховое событие произошло до уплаты очередного страхового взноса.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что компания (страховщик) и ответчик (страхователь) заключили договор от 23.04.2015 N СХ-ИН0002/15 страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемый с государственной поддержкой, объектом страхования по которому являются имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели) сельскохозяйственных культур в результате наступления указанных в договоре событий. Страховая сумма по договору составила 13 176 483 рубля 50 копеек.
В соответствии с разделом 2 договора страховая премия составляет 857 200 рубля 82 копейки. Страховой взнос в размере 50% страховой премии (428 600 рублей 41 копейка) подлежит оплате до 15.09.2015 на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя уполномоченным органом субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии.
Предприниматель выплатил 50% страховой премии в размере 428 600 рублей 41 копейки по платежному поручению от 03.09.2015 N 1.
Ссылаясь на неисполнение страхователем и министерством обязательств по внесению оставшихся 50% страховой премии, компания обратилась с иском в суд.
В силу статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования может быть застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества.
Согласно статье 954 Гражданского кодекса Российской Федерации под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и истолковав условия договора страхования, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Суды исходили из того, что за неисполнение страхователем обязанности по оплате второй части страховой премии стороны в договоре предусмотрели соответствующие последствия, которые не предполагают уплату просроченной страховой премии.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций является ошибочным.
В пункте 4.4 договора приведены последствия неуплаты страхователем в установленные сроки очередных страховых взносов, если страховое событие произошло до уплаты очередного страхового взноса. В таком случае страховщик после наступления страхового события производит расчет страхового возмещения по согласованной формуле с учетом размера оплаченных страховых взносов.
Следовательно, применение пункта 4.4 договора возможно при совокупности двух обстоятельств: просрочки страхового взноса и наступления в период просрочки страхового события.
Поскольку по договору страхования от 23.04.2015 страховой случай не наступил, суды неправильно распространили условия пункта 4.4 договора на спорные правоотношения.
Однако данный вывод судов первой и апелляционной инстанций не повлиял на результат рассмотрения спора.
Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования (статья 957 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор страхования от 23.04.2015 предусматривает, что он заключен с 23.04.2015 по 30.11.2015. Страхование распространяется на страховые случаи, происшедшие с 00 часов дня, следующего за днем оплаты 50% суммы страховой премии в соответствии с пунктом 2.3.1 договора, в котором согласовано, что страховой взнос в размере 50% должен быть оплачен до 15.09.2015.
Поскольку предприниматель выплатил 50% страховой премии 03.09.2015, страхование не охватило период с 23.04.2015 по 03.09.2015 и фактически действовало незначительный период с 04.09.2015 до окончания уборки урожая (сентябрь, октябрь).
При определении размера страховой премии учитываются различные факторы, в том числе, период действия страхования, поэтому страховщик должен был обосновать правомерность взыскания в полном объеме премии, рассчитанной в сумме 857 200 рублей 82 копеек за период с 23.04.2015 по 30.11.2015 (более 7 месяцев), при условии, что фактически страхование продолжалось менее двух месяцев.
Кроме того, при заключении договора воля предпринимателя не была направлена на то, чтобы полностью нести расходы по уплате страховой премии. Из содержания и условий договора следует, что он был заключен с государственной поддержкой и предполагал, что страховой взнос в размере 50% будет перечислен уполномоченным органом субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии.
Из письма от 21.03.2016 N 01-9/456 следует, что министерством было отказано в предоставлении субсидий.
Договор страхования не содержит условия о том, что в случае неперечисления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации бюджетных средств, эта обязанность возлагается на предпринимателя.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.032014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, являющееся профессионалом в соответствующей сфере, требующей специальных познаний (например, банк по договору кредита, лизингодатель по договору лизинга, страховщик по договору страхования и т. п.).
Компания, будучи профессионалом в страховой деятельности, разработала проект договора страхования, который фактически содержит не подкрепленное документально условие о том, что 50% страховой премии будет оплачено уполномоченным органом субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств. Такое льготное условие является экономически интересным для предпринимателя (крестьянско-фермерского хозяйства) и определяющим для принятия им решения о заключении договора. В результате, страхователь, будучи слабой стороной такого договора страхования, оказывается введенным в заблуждение в части исполнимости его условий.
Таким образом, удовлетворение требования компании о взыскании с предпринимателя остальных 50% страховой премии нарушает баланс интересов сторон и ставит страховую организацию в более преимущественное экономическое положение за счет слабой стороны, вынуждая предпринимателя нести непредвиденные расходы.
Суд кассационной инстанции считает, что компания в данном случае при заключении договора злоупотребила правом, так как заведомо недобросовестно осуществила гражданские права, поэтому в силу пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации компании должно быть полностью отказано в защите принадлежащего ей права.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Суд кассационной жалобы взыскивает с компании в доход федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в размере 3 тыс. рублей..
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 по делу N А18-990/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Страховая компания "АгроС"" в доход федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в размере 3 тыс. рублей
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.