Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 февраля 2003 г. N КА-А41/478-03
Прокурор комплекса "Байконур" обратился в Арбитражный суд Московской области в защиту государственных и общественных интересов с иском, с учетом его уточнений, к Администрации г. Байконур (далее - Администрация) и ООО "ЛФЛ" о признании недействительным п. 3.1.1. договора от 01.02.01 N У-84/1 "О налоговых освобождениях и инвестициях" в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов (по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, акцизах).
Определением от 02.08.02 к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Минфин России и Инспекция МНС РФ по г. Байконур (далее - Инспекция).
Решением от 17.10.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.02, исковые требования удовлетворены, поскольку оспариваемый договор в указанной части не соответствует международному Соглашению, заключенному 23.12.95 между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, а также российскому законодательству.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ООО "ЛФЛ", в которой Общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 7 вышеназванного Соглашения, положений Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" и Налогового кодекса Российской Федерации. Общество полагает, что льготы по уплате федеральных налогов предоставлены в пределах установленных Соглашением сумм и полномочий Администрации г. Байконур.
В судебном заседании представители ООО "ЛФЛ" поддержали доводы кассационной жалобы и просили дело передать на новое рассмотрение, в том числе в связи с неисследованностью судом обстоятельств относительно представления льготы местными органами власти по налогу на прибыль.
Прокурор комплекса "Байконур" возражал против доводов жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Администрация г. Байконур и Инспекция поддержали позицию Прокурора и поставили суд кассационной инстанции в известность о расторжении упомянутого договора в связи с выходом Постановления Правительства РФ N 747 от 25.10.01.
Минфин России, извещено в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по кассационной жалобе, в суд своего представителя не направило.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, 3-го лица, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене обжалованные судебные акты по следующим основаниям.
В соответствии с условиями договора от 01.02.01 N У-84/1, Администрация предоставила Обществу целевые налоговые льготы, освобождая его полностью от уплаты ряда налогов, в том числе федеральных, налога на прибыль, НДС и акцизы.
Согласно п. 1.1 названного договора основанием для его заключения является Соглашение от 23.12.95 между Российской Федерации и Республикой Казахстан "О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе органов исполнительной власти" (далее - Соглашение).
Пункт 1 статьи 7 данного Соглашения уполномочивал главу городской администрации предоставлять налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисленные в доход городского бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, международным соглашением не предусмотрено установление иного налогового режима, отличного от налогового режима, установленного законодательством Российской Федерации.
Согласно действовавшему на момент заключения оспариваемого договора п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налога) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливались законодательными актами Российской Федерации и взимались на всей ее территории.
В силу статьи 1 Соглашения город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации.
Следовательно, объем полномочий главы городской администрации города Байконура по предоставлению налоговых льгот предприятиям не может быть отличным от соответствующих полномочий администрации города федерального значения.
По настоящему спору иск заявлен о признании недействительным п. 3.1.1. договора от 01.02.01 N У-81/1 относительно предоставления Администрацией г. Байконур льгот по налогу на прибыль, НДС и акцизы. Данные виды налогов относятся к федеральным налогам.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено право местных органов власти, в том числе глав городов федерального значения, предоставлять льготы по уплате федеральных налогов. Суд сослался на ст. 56, п. 4 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации и упомянутое Соглашение. При этом суд не учел следующего.
Действовавший в период заключения названного договора Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривал порядок взыскания и предоставления льгот по налогу на прибыль.
Пункт 9 статьи 6 названного Закона предоставил законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджет.
Размеры ставок по налогу, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, определены статьей 5 названного Закона.
Судебными инстанциями не исследованы обстоятельства, связанные с предоставлением ООО "ЛФЛ" Администрацией льгот в рамках п. 9 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль", не установлено, в какой бюджет подлежали зачислению суммы льготируемого налога, размер их зачисления.
Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение для решения вопроса о полномочиях Главы администрации г. Байконур по заключению договора от 01.02.01 N У-84/1 относительно предоставления льгот по налогу на прибыль.
В соответствии с п. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть приведены доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. Решение должно быть мотивировано.
Суд данных требований не выполнил.
Обосновывая свою позицию, ООО "ЛФЛ" сослалось на п. 2 ст. 10, п.п. 7 п. 2 ст. 12 вышеназванного Соглашения, ч. 2 ст. 50 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".
Часть 2 статьи 50 названного Закона определяет контрольные функции Правительства России за соблюдением положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статуса его органов исполнительной власти в части ограничения полномочий Главы администрации г. Байконур по предоставлению налогоплательщикам, зарегистрированным на территории этого города, льгот по уплате налогов, которые в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконур для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса Байконур. Эта же норма права содержит ссылки на ст. 10 и п. 2 ст. 12 упомянутого Соглашения, в соответствии с которым налоги, включая налог по прибыли, НДС и акцизы, зачисляются в бюджет города.
Во исполнение названной нормы права Правительством России издано постановление от 25.10.01 N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории г. Байконур".
Суд, разрешая спор, доводы ООО "ЛФЛ" с учетом положений вышеназванных норм права не проверил.
Не проверен судом и довод Общества о том, что все доходы от уплаты налогов и сборов, собираемые на территории г. Байконур, в том числе федеральных, зачисляются в местный бюджет.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Московской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть, что налоговое законодательство состоит не только из специальных норм, регулирующих порядок исчисления отдельных видов налогов, в том числе федеральных, но и общих норм, определяющих налоговую политику государства в целом. Поэтому спорные правоотношения надлежит рассмотреть с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения в целом (Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательство об инвестиционной деятельности и др.), и условий вышеназванного Соглашения. Необходимо также проверить наличие полномочий Главы администрации г. Байконур в рамках названного Соглашения и положений Федерального закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по предоставлению льготы ООО "ЛФЛ" по исчислению и уплате данного вида налога, предварительно установив, в какой бюджет подлежали зачислению указанные в п. 3.1.1. договора N У-83/1 в рамках заявленных требований налоги. Разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение от 17 октября 2002 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2002 по делу N А41-К1-5011/02 Арбитражного суда Московской области отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2003 г. N КА-А41/478-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании