г. Краснодар |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А32-36169/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества агрофирма "Солнечная" (ИНН 2311016247, ОГРН 1022301172981) - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 21.12.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Мишуковой О.Н. (доверенность от 29.12.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2016 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-36169/2016, установил следующее.
ЗАО Агрофирма "Солнечная" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) и Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ г. Краснодара, 2-е отделение АФ "Солнечная", 5/1", содержащийся в письме от 22.07.2016 N 22419.26;
- возложить на администрацию обязанность предоставить муниципальную услугу.
Решением от 26.12.2016 (с учетом исправительного определения от 08.02.2017), оставленным без изменения апелляционным постановлением от 05.04.2017, отказ администрации в предоставлении муниципальной услуги, содержащийся в письме от 22.07.2016 N 22419.26, признан незаконным, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс);
на администрацию возложена обязанность со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление общества и принять решение в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса. В остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отказ администрации не содержит оснований для отказа заявителю в предоставлении вышеназванной услуги, установленных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно кадастровому плану территории испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного дома. В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар в квартале, где расположен испрашиваемый земельный участок, имеются многоквартирные дома.
В указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником недвижимого имущества - столовая с пристройками (литеры Р, Р1, р, р1) площадью 409.4 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, пос. 1-е отделение совхоза "Солнечный" (свидетельство о праве собственности от 28.12.2007 серии 23-АД N 497879).
27 июня 2016 года общество (в лице конкурсного управляющего) обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Совхозная, 7 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара и приложением необходимого перечня документов.
В письме от 22.07.2016 N 22423.26 администрация отказала обществу в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что согласно кадастровому плану территории испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного дома. Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Общество, полагая, что отказ администрации противоречит закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признание ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконными возможно только при одновременном несоответствии названных акта, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (статья 39.20 Земельного кодекса).
Предоставление земельных участков без проведения торгов регламентировано статьей 39.14 Земельного кодекса и осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что общество имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка, который на момент обращения в уполномоченный орган не сформирован. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса, отсутствуют. Заявитель представил все документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Заявление содержит всю необходимую информацию, предусмотренную вышеназванной статьей, регулирующей порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Довод подателя жалобы о том, что в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме и в рассматриваемом случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается, был предметом рассмотрения нижестоящих инстанций и правомерно отклонен.
Из положений статьи 11.3 Земельного кодекса следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В данном случае уполномоченный орган не представил доказательств наличия названных условий, в том числе, что испрашиваемый участок предстоит образовать в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами (часть 5 статьи 200 Кодекса). Соответствующие доводы жалобы документально не подтверждены.
Кроме того, утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане территории является не только этапом образования земельного участка, но и этапом предоставления этого земельного участка заявителю в порядке, предусмотренном статьей 39.14 Земельного кодекса при наличии исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса.
Статьей 39.15 Земельного кодекса установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит следующие положения относительно схем земельных участков. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено, что схема расположения земельного участка предоставляется заявителем, если участок предстоит образовывать и отсутствует проект межевания территории в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Таким образом, поскольку границы земельного участка не определены, проект межевания территории отсутствует, следовательно, заявитель в качестве обоснования образования земельного участка правомерно представил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. В нарушение данной нормы отказ администрации не содержит отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 26.12.2016 и апелляционного постановления от 05.04.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А32-36169/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.