г. Краснодар |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А32-20276/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от истца - Федерального агентства морского и речного транспорта (ИНН 7707516988, ОГРН 1047796291950) - Ивановой О.К. (доверенность от 17.05.2017), от ответчика - акционерного общества "Труженик моря" (ИНН 2352033450, ОГРН 1022304746188) - Киселева В.Ю. (доверенность от 20.10.2016), от третьих лиц: закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Порт Кавказ" (ИНН 2352041757, ОГРН 1072352001501) - Зеленского Е.В. (доверенность от 06.02.2017), общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" - Никитиной Э.А. (доверенность от 29.11.2016), в отсутствие ответчиков: администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Калмыкова Сагидулы Рахимовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы акционерного общества "Труженик моря" и общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-20276/2016, установил следующее.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация), АО "Труженик моря" (далее - общество), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в границах морского порта "Кавказ", аннулировании из государственного кадастра недвижимости временных сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0101013:612, 23:30:0101013:625, определении координат границ земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017, исковое заявление удовлетворено. Суд признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:627, а также на земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предназначенные для строительства и эксплуатации порта, расположенные по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ, а именно: площадью 229 710,42 кв. м, площадью 47,09 кв. м, площадью 458,67 кв. м, площадью 169 628,66 кв. м, площадью 2076,57 кв. м, площадью 1617 кв. м, площадью 42 кв. м, с определением координат характерных точек границ названных земельных участков. Суд также аннулировал и исключил из государственного кадастра недвижимости временные сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0101013:612, 23:30:0101013:625. В удовлетворении остальной части требований, а также в требованиях к обществу и кадастровой палате отказано. Суды установили, что спорные земельные участки расположены в границах морского порта "Кавказ", относятся к землям, занятым объектами федерального транспорта. В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) спорные земельные участки относятся к федеральной собственности. Наличие в государственном кадастре недвижимости временных сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0101013:612, 23:30:0101013:625 препятствует возможности формирования земельных участков, необходимых для строительства и эксплуатации порта.
Общество обжаловало решение от 14.03.2017 и постановление от 29.05.2017 по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Податель жалобы указывает, что исковое заявление предъявлено к лицам, которые не нарушают право собственности Российской Федерации в отношении заявленных земельных участков. Фактически истец подменяет административную процедуру оформления права собственности на недвижимое имущество обращением в суд. В деле отсутствуют доказательства, позволяющие применить положения статьи 87 Земельного кодекса ко всем заявленным истцом земельным участкам. Истец не доказал обстоятельства возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, в том числе факт государственной регистрации права собственности на них. Суды признали право собственности на несуществующие земельные участки, что противоречит правилам пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса.
В кассационной жалобе ООО "Порт Азово-Черноморский" просит изменить постановление суда апелляционной инстанции, исключив из мотивировочной части судебного акта указание на незаконное распоряжение земельным участком площадью 15,1 га.
В отзывах Росморречфлот и ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ" указали на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Администрация представила ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие своего представителя.
В заседании представитель ООО "Порт Азово-Черноморский" заявил об отказе от кассационной жалобы на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017. Поскольку отказ от жалобы подписан представителем, обладающим соответствующими полномочиями в силу доверенности от 29.11.2016, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц, суд принимает его и прекращает производство по жалобе данного лица.
Представитель общества поддержал доводы жалобы, представители Росморречфлота, ООО "Порт Азово-Черноморский" и ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ" полагали, что судебные акты основаны на представленных в дело доказательствах и соответствуют закону.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, решением Малого Совета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 14.10.1992 N 74 разрешена реконструкция и техническое перевооружение рыбцехов на косе Чушка в порт "Азово-Черноморский" (т. 1, л. д. 77).
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 02.02.1993 N 135 земли рыбколхоза "Дружба" площадью 3,6 га, рыбколхоза им. В.И. Чапаева площадью 7,2 га, АООТ "Лиманное" площадью 4,28 га (общей площадью 15,1 га) с их согласия переданы в постоянное пользование АООТ "Порт Азово-Черноморский". Постановление от 02.02.1993 N 135 явилось основанием выдачи АООТ "Порт Азово-Черноморский" государственного акта серии КК-2 N 5180000132 (т. 1, л. д. 94 - 104).
Постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 29.07.1993 N 1583 в бессрочное пользование акционерному обществу "Порт Азово-Черноморский" передано 57 га земель на Косе Чушка, в т.ч. земли рыбколхоза "Дружба" Анапского района - 3,62 га (под постройками), рыбколхоза им. В.И. Чапаева Приморско-Ахтарского района - 7,20 га (под постройками), акционерного общества закрытого типа "Лиманное" - 4,28 га (под постройками), из земель госзапаса - 41,90 (пески) для детального проектирования и строительства (т. 1, л. д. 86).
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 13.01.1993 N 41 ОАО "Порт Азово-Черноморский" разрешены изыскательские работы для технико-экономического обоснования строящегося порта.
Решением Малого Совета от 07.06.1993 N 98 согласован проект реконструкции рыбного порта и его расширение на площади земельного участка 57 га, непригодной для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 30.03.2001 N 710 утверждены акты приемочной комиссии, в связи с чем строительство объекта "Пусковой комплекс 1-й очереди причала N 24" по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, коса Чушка, признано оконченным (т. 1, л. д. 93).
Росморречфлот, указывая, что морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а земельные участки, занятые такими объектами, пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса отнесены к федеральной собственности, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно правовой позиции, приведенной в пунктах 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с правилами пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) устанавливает, что управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлоту предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям (пункт 5.2); предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.11).
С учетом изложенного Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Статьями 17, 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Статья 3.1 Закона N 137-ФЗ устанавливает действующие с 01.07.2006 критерии разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса закрепляет, что земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
Пункт 13 статьи 4 Закона N 261-ФЗ называет территорией морского порта земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 данного Закона).
До установления Правительством Российской Федерации границ морского порта под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта. Под сложившимися границами морского порта понимаются границы морского порта, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях или опубликованы в "Извещениях мореплавателям" (часть 4 статьи 32 Закона N 261-ФЗ).
Судебные инстанции, с учетом содержания представленных в дело доказательств (т. 1, л. д. 71 - 75, 80 - 86, 120 - 123), а также обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-23698/2013, пришли к правильному выводу о том, что земельный участок площадью 57 га расположен в границах морского порта "Кавказ". С 1993 года за счет территории данного участка образованы иные участки. На момент разрешения спора судом первой инстанции земельный участок площадью 57 га состоял из следующих земельных участков: площадью 34 022 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:627); площадью 42 800 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:59); площадью 195 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:50); площадью 208 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:51); площадью 29 195 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:70); площадью 60 000 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:76); площадью 229 710,42 кв. м, периметр 6006,46 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ; площадью 47,09 кв. м, периметр 179,62 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ; площадью 458,67 кв. м, периметр 393,0 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ; площадью 169 628,66 кв. м, периметр 4658,16 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ; площадью 2076,57 кв. м, периметр 932,67 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ; площадью 1617 кв. м, периметр 822,62 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ; площадью 42 кв. м, периметр 63,22 м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, порт Кавказ.
В отношении земельных участков с кадастровыми номера 23:30:0101013:50, 23:30:0101013:51, 23:30:0101013:70, 23:30:0101013:76 право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке. Спор в отношении принадлежности земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 разрешен судом общей юрисдикции (т. 3, л. д. 87 - 93).
Применительно к иным земельным участкам требования о признании права связаны с необходимостью определения в судебном порядке оснований для разграничения государственной собственности.
Судебные инстанции, установив, что спорные земельные участки расположены в границах морского порта, сделали правомерный вывод о наличии оснований для их отнесения в силу закона к федеральной собственности (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ, пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса).
Довод кассационной жалобы общества о том, что фактически отсутствует спор о праве, следует отклонить. В данном случае суды разрешили спор публично-правовых образований о наличии оснований для разграничения права государственной собственности в отношении спорных участков в пользу Российской Федерации. О существовании у администрации собственных притязаний в отношении данных земельных участков свидетельствуют, в том числе судебные акты, принятые по делу N А32-23698/2013. В удовлетворении иска в части требований к обществу и кадастровой палате судебные инстанции отказали.
В связи с наличием в государственном кадастре недвижимости временных сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0101013:612 и 23:30:0101013:625 у истца возникли затруднения в формировании иных земельных участков, расположенных на территории морского порта. Исследовав представленные в дело доказательства (т. 3, л. д. 50 - 69), суд первой инстанции определил уникальные характеристики спорных участков морского порта, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность сделки) должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Резолютивная часть решения от 14.03.2017 данным требованиям соответствует, поэтому довод общества о нарушении правил пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса не принимается.
Иные доводы кассационной жалобы общества не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, поэтому отклоняются судом округа.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права и пришли к обоснованным выводам. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 14.03.2017 и постановления от 29.05.2017 по доводам жалобы. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей при обращении в арбитражный суд округа относятся на общество (статья 110 Кодекса).
В связи с прекращением производства по кассационной жалобе ООО "Порт Азово-Черноморский" уплаченная за данное лицо ЗАО "Верп" (ИНН 7701838026) на основании платежного поручения от 02.06.2017 N 701 государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета (статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу N А32-20276/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Порт Азово-Черноморский" от кассационной жалобы на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу N А32-20276/2016. Производство по кассационной жалобе прекратить.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Верп" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 02.06.2017 N 701.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, установив, что спорные земельные участки расположены в границах морского порта, сделали правомерный вывод о наличии оснований для их отнесения в силу закона к федеральной собственности (статья 3.1 Закона N 137-ФЗ, пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса).
...
В соответствии с правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность сделки) должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.
Резолютивная часть решения от 14.03.2017 данным требованиям соответствует, поэтому довод общества о нарушении правил пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса не принимается."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2017 г. N Ф08-5026/17 по делу N А32-20276/2016