г. Краснодар |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А20-2020/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах - медицина" (ИНН 7813171100, ОГРН 1027806865481) - Ноздрова М.В. (доверенность от 24.07.2017), в отсутствие истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711026775, ОГРН 1020700001794), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.12.2016 (судья Кустова С.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А20-2020/2016, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "РГС - Медицина" (далее - общество) о взыскании 31 003 580 рублей 25 копеек штрафа, в том числе 30 306 тыс. рублей за нарушение порядка выдачи полисов, 98 879 рублей 20 копеек - нарушение сроков рассмотрения жалоб застрахованных лиц, отказ в проведении экспертизы качества медицинской помощи по жалобе застрахованного лица, недоведение до заявителя результатов рассмотрения (или экспертизы качества медицинской помощи); 598 701 рубля 05 копеек за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением от 30.12.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.04.2017, исковые требования удовлетворены частично. С общества в пользу фонда взыскано 14 125 рублей 60 копеек штрафа. В остальной части в иске отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствие оснований для применения санкций, предусмотренных пунктом 11.1 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору от 17.01.2014, которым предусмотрено применение штрафа в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке контроля, не имеется.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, фондом доказаны факты допущенных обществом нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение и постановление, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что стороны заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 17.01.2014 N 10 (далее - договор N 10), согласно которому фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а страховая медицинская организация в 2014 году обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств (т. 1, л. д. 103 - 121).
На основании приказа от 15.05.2015 N 126 фондом проведена плановая комплексная проверка страховой медицинской организации по вопросу соблюдения законодательства об ОМС, целевого и рационального использования средств ОМС в филиале общества за период деятельности с 01.01.2014 по 31.12.2014 (т. 1, л. д. 13 - 16) и составлен акт от 29.06.2015 (т. 1, л. д. 145 - 213, далее - акт проверки)), подписанный обществом с протоколом разногласий (т. 1, л. д. 122 - 142, направлен фонду сопроводительным письмом от 03.07.2015 N 168. Письмом от 08.07.2015 N 1512 фонд направил обществу заключение от 07.07.2015 на указанные возражения (т. 2, л. д. 1 - 30).
Фонд на основании акта проверки направил обществу требование от 09.07.2015 N 1539 о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате штрафов за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки за период деятельности с 01.01.2014 по 31.12.2014, которым предложил обществу произвести оплату штрафов в бюджет фонда в сумме 37 042 418 рублей 28 копеек в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования (т. 2, л. д. 38 - 39). Требование получено обществом 10.07.2015.
В связи с неурегулированием данного вопроса и неоплатой требования,фонд обратился в суд с требованиями о взыскании штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении требований в обжалуемой части, суды правомерно руководствовались следующим.
Правовое положение фонда регулируется Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), а также Положением о фонде, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", зарегистрированным в Минюсте России 02.02.2011 N 19661.
Положениями Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что отношения между территориальными фондами и страховыми медицинскими организациями строятся на основании заключаемых между ними договоров.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14, статьей 19 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров. Типовая форма договора о финансовом обеспечении ОМС, в том числе, имеющееся в нем Приложение N 3 "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору" утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования".
Договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 17.01.2014 N 10, заключенным сторонами, установлен перечень санкций за нарушение договорных обязательств.
Основанием для начисления 30 306 тыс. рублей штрафа послужили выводы фонда о том, что общество выдало 10 102 полиса ОМС с нарушением установленного срока (т. 3, л. д. 113 - 190), из расчета 3 тыс. рублей штрафа в соответствии с пунктом 1 перечня санкций к договору от 17.01.2014 N 10 за каждый случай нарушения. По мнению истца, обществом нарушен пункт 50 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н).
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно части 10 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, пункта 2.3 договора N 10 и пункта 1 перечня санкций к договору N 10 при нарушении установленных договором о финансовом обеспечении ОМС сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 3-х тысяч рублей.
Пунктами 1. 2 статьи 46 Закона N 326-ФЗ предусмотрена обязанность страховой компании выдать застрахованному лицу или его представителю полис ОМС или временное свидетельство в день подачи им заявления.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 158н страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис в срок, не превышающий срока действия временного свидетельства. Застрахованное лицо расписывается в получении полиса в журнале регистрации выдачи полисов.
Общество не оспаривает факт выдачи 10 102 полисов ОМС за пределами срока действия временного свидетельства.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 158н порядок подачи заявления о выборе страховой медицинской организации застрахованным лицом регулируется пунктом 10 Раздела II указанных Правил. Порядок выдачи полиса ОМС регулируется пунктами 30 - 69 Раздела IV Правил N 158н.
Пунктом 31 Правил N 158н установлено, что гражданам Российской Федерации, а также постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства полис выдается без ограничения срока действия.
В день получения заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис либо временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая (пункт 34 Правил N 158н).
Согласно пункту 38 Правил N 158н в день обращения застрахованного лица с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации страховая медицинская организация передает информацию о застрахованном лице, подавшем заявление, в территориальный фонд и в течение двух рабочих дней осуществляет проверку на наличие у застрахованного лица действующего полиса в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц. Согласно пунктам 40 и 43 Правил N 158н в случае отсутствия данных о действующем полисе в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация в течение одного рабочего дня передает указанную информацию в территориальный фонд, который в течение трех рабочих дней осуществляет проверку в центральном сегменте единого регистра застрахованных лиц. В случае отсутствия действующего полиса в едином регистре застрахованных лиц территориальный фонд включает сведения о застрахованном лице в заявку на изготовление полисов (дубликатов полисов).
Страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис в срок, не превышающий срока действия временного свидетельства. Застрахованное лицо расписывается в получении полиса в журнале регистрации выдачи полисов. Федеральный фонд и территориальные фонды организуют информирование застрахованных об изготовленных полисах через официальные сайты территориальных фондов и через единый портал государственных услуг в сети Интернет (пункты 50 и 51 Правил N 158н).
Суды установили, что доказательства обращения 10 102 застрахованных лиц в страховую организацию в срок, не превышающий срок действия временного свидетельства, и полисы ОМС им не были выданы, материалы проверки не содержат; доказательства информированности их фондом об изготовленных полисах через официальные сайты территориальных фондов и через единый портал государственных услуг в сети Интернет не представлены.
Суды установили, что в 2014 году в соответствии с приказом общества от 10.06.2013 N 82 "Об организации мобильного пункта" общество имело двадцать один пункт выдачи полисов на территории Кабардино-Балкарской Республики. Факт наличия оборудованных мест у страховой организации фондом не оспаривается. Однако в установленный срок граждане за получением полиса в указанные оборудованные места не явились.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае отсутствуют основания для применения штрафа.
Основанием для взыскания 98 879 рублей 20 копеек штрафных санкций (пункт 8 перечня санкций к договору от 17.01.2014 N 10) из расчета 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС - 7 062 рубля 80 копеек за каждый случай нарушения, послужили выводы фонда о ненаправлении обществом письменных ответов на двенадцать устных обращений граждан - застрахованных лиц: Хаконовой Ф.А., Дышековой А.М., Шидинова З.Х., Щебетова А.М., Крутого Н.Н., Григорьевой В.А., Карчаевой Д.К., Хурсидовой Ф.С., Гусева В.И., Селезнева А.Н., Дударовой Л.Э., а также на два письменных обращения застрахованных лиц Хаджиева А. от 25.03.2014 и Полуниной Н.И. от 06.02.2014 (т. 4, л. д. 89 - 94).
Суды выяснили, что в представленном на проверку журнале регистрации обращений граждан за 2014 год (т. 5, л. д. 17 - 24) зарегистрированы два письменных обращения - гражданки Полуниной Н.И. с указанием адреса, гражданина Хаджиева А. (имеется адрес электронной почты, т. 5, л. д. 16). Остальные обращения поступили по телефону. Из журнала регистрации обращений следует, что по обращениям даны разъяснения. Иного проверка не установила.
Начисляя штраф, фонд ссылается на статьи 5 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Суды, установив отсутствие в письменных обращениях адресов обратившихся граждан, сослались на статью 11 Закона N 59-ФЗ, согласно которой в этом случае ответ на обращение не дается.
Граждане Хаконова Ф.А., Дышекова А.М., Щебетов А.М., Крутой Н.Н., Григорьев В.А., Карчаева Д.К. указали только телефон. Шидинов З.Х., Хурсидова Ф.С., Гусев В.И., Селезнева А.Н., Дударова Л.Э. какой-либо информации об адресе, телефоне не сообщали. Иного проверка не установила, доказательств обратного в ходе судебного разбирательства суду не представлено.
Поэтому суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у общества обязанности направить письменные ответы на устные обращения граждан, которые не указали адреса для направления ответа.
Основанием начисления 498 175 рублей 55 копеек штрафа послужили выводы о необоснованной оплате обществом реестров счетов и счетов за оказанную медицинскую помощь (т. 4, л.д. 1 - 46) по видам медицинской деятельности, отсутствующими в лицензии медицинской организации, из расчета 10% от необоснованно оплаченной суммы (4 981 755 рублей 50 копеек х 10%) на основании пункта 11.1 перечня санкций к договору о финансовом обеспечении ОМС от 17.01.2014 N 10.
Проверкой установлено (страницы 53 - 54 акта проверки, т. 1, л. д. 145 - 146), что общество оплатило реестры счетов, предъявленных к оплате ГБУЗ "Центральная районная больница" с. Анзорей, за оказанную медицинскую помощь по видам медицинской деятельности по адресам мест осуществления деятельности структурных подразделений указанной районной больницы, при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по терапии, педиатрии, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), а также пунктом 2.11 договора от 17.01.2014 N 10 ответчик обязан оплачивать медицинскую помощь по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, созданной в субъекте Российской Федерации, по согласованным тарифам с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.
По мнению истца, медицинская помощь на сумму 4 981 755 рублей 50 копеек оказана в структурных подразделениях районной больницы - амбулаториях, по указанным в лицензии адресам, где не предусмотрено оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по терапии, педиатрии, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Пунктом 11.1 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору от 17.01.2014 предусмотрено применение штрафа в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке контроля.
Согласно пункту 127 Правил N 158н (в редакции, действовавшей в спорный период) на основании представленных реестров счетов страховые медицинские организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", зарегистрирован Минюстом 28.01.2011, регистрационный N 19614, (далее - Порядок организации и проведения контроля).
Указанный штраф применен фондом в связи с невыявлением дефектов оказания медицинской помощи по пункту 5.5.1 перечня оснований для отказа в оплате за оказанную медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 5.5.1 приложения N 8 к Порядку организации и проведения контроля включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации, является основанием для отказа в оплате медицинской помощи.
Суды установили, что общество и районная больница заключили договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 10.01.2013 N 49 (т. 3, л. д. 72 - 80). Больница осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 22.11.2013 N ЛО-07-01-000566, выданной Министерством здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики (т. 3, л. д. 87 - 106), в том числе оказывает первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по терапии, педиатрии, акушерскому делу, по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Таким образом, указанной лицензией предусмотрено оказание застрахованным лицам спорных видов медицинской помощи по юридическому адресу больницы.
Согласно статье 4 Закона N 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны.
На основании пункта 1 статьи 21 Закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи в том числе: по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличия необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с данным Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения (статья 10 Закона N 323-ФЗ).
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускается.
Оказание спорных медицинских услуг застрахованным лицам ГБУЗ "Центральная районная больница" с. Анзорей фондом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды обоснованно применили правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 1936/07, согласно которой отсутствие у больницы, которая создана исключительно с целью оказания различных видов медицинской помощи на основании выданной лицензии, лицензии не является обстоятельством, освобождающим страховую организацию от исполнения договорных обязательств, обязанность страховой организации оплатить оказанные больницей услуги возникает в силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключенного между ними договора.
Суды установили, что повторный медико-экономический контроль по спорным услугам фондом в соответствии с пунктом 10 Порядка организации и проведения контроля, которым допускается проведение повторного медико-экономического контроля страховой медицинской организацией по заданию территориального фонда, при проведении проверки не проводился, на предложение общества создать согласительную комиссию по результатам проверки за 2014 год, фонд не ответил.
Кроме того, пунктом 4.10 договора N 10 предусмотрена обязанность фонда предоставлять страховой медицинской организации сведения о нормативных документах, связанных с обеспечением ОМС на территории субъекта Российской Федерации, не позднее семи рабочих дней с даты их принятия или внесения в них изменений.
Пунктом 88 Правил N 158н предусмотрено ведение территориальным фондом реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, по форме согласно приложению N 3 к данным Правилам, в том числе по видам медицинской помощи, оказываемых в рамках территориальной программы. Данный реестр в соответствии с пунктом 102 Правил N 158н подлежит размещению на официальном сайте фонда в сети Интернет с обязательным размещением видов медицинской помощи, оказываемых медицинской организацией в рамках территориальной программы (подпункт 10 пункта 91 Правил N 158н), что фондом не обеспечено.
Между тем сбор информации проводился обществом самостоятельно и завершен к концу 2014 года. Указанное обстоятельство фондом не опровергнуто, доказательств направления такого реестра обществу, размещения его на сайте фонда в сети Интернет на момент проведения спорной оплаты фондом не представлено.
Основанием для начисления 100 525 рублей 50 копеек штрафа послужили выводы о недоплате обществом 121 682 рубля районной больнице. Задолженность образовалась в результате неправомерного применения обществом при оформлении счетов на оплату понижающего коэффициента 0,8, который применяется к услугам среднего медицинского персонала из расчета 1 005 255 рублей х 10% на основании пункта 11.1 перечня санкций к договору N 10.
Согласно пункту 1 Порядка организации и проведения контроля он определяет правила и процедуру организации и проведения страховыми медицинскими организациями и фондами ОМС контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) содержится в приложении 8 к Порядку организации и проведения контроля.
Рассматривая указанный эпизод, суды учли, что ни в акте проверки, ни в иске фондом не указан конкретный пункт перечня санкций, служащий основанием для отказа в оплате медицинской помощи, по которому общество должно было отказать районной больнице по оплате реестра счетов за 2014 год на сумму 1 005 255 рублей за оказанную первичную врачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях врачами общей практики, по которым больницей применен понижающий коэффициент 0,8, что привело к недоплате 121 682 рублей за оказанные медицинские услуги.
Суды учли, что тариф районной больницы в спорных счетах за 2014 год за оказанную первичную врачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях врачами общей практики применен правильно, в соответствии с указанным Тарифным соглашением, но при выставлении счетов больницей неправильно применен понижающий коэффициент.
Согласно пункту 5.4 Перечня основания для отказа в оплате медицинской помощи к нарушениям, связанным с необоснованным применением тарифа на медицинскую помощь, относятся только:
1) включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по тарифам на оплату медицинской помощи, отсутствующим в тарифном соглашении (пункт 5.4.1);
2) включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по тарифам на оплату медицинской помощи, не соответствующим утвержденным в тарифном соглашении (5.4.2).
Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод о том, что предусмотренные законодательством основания для отказа в оплате медицинской помощи, оказанной районной больницей, отсутствуют.
Иных оснований для отказа в оплате спорных счетов фонд не представил, и, соответственно оснований для применения санкций, предусмотренных пунктом 11.1 перечня санкций к договору N 10, которым предусмотрено применение штрафа в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке контроля, не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания 498 175 рублей 55 копеек штрафа за невыявление и оплату медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в лицензии медицинской организации, суды исходили из отсутствия вины общества, поскольку фонд в 2014 году не выполнил свои обязанности по ведению и размещению реестра медицинских организаций. Ответчик был вынужден создавать свои справочники отделений и подразделений. Сбор информации завершен в сентябре 2014 года. До этого периода проверка лицензий была невозможна.
Указанное обстоятельство истцом опровергнуто не было.
Поскольку застрахованные лица в полном объеме владели информацией об установленном для них сроке получения полисов ОМС, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафных санкций за нарушение срока выдачи 10 102 полисов ОМС.
Доводы кассационной жалобы фонда повторяют доводы апелляционной жалобы, не опровергают правильность сделанных судами выводов.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А20-2020/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.