г. Краснодар |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А63-12839/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помошником судьи Кунейко А.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Имидж-Фактор" (ИНН 3702091090, ОГРН 1063702121911) - Колпаковой М.Н. (доверенность от 21.07.2017), от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Карпель Б.Ш. (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие третьих лиц: министерства экономического развития Ставропольского края, предпринимателя Медведевой Н.Н., предпринимателя Древаль Н.А., общества с ограниченной ответственностью "ПК "Юг-снаб"", общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис", общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Центр", фонда "Институт экономических и социальных исследований", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Ивановской области и Арбитражного суда Ставропольского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имидж-Фактор" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 3 февраля 2017 года (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2017 года (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-12839/2016, установил следующее.
ООО "Имидж-Фактор" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) по делу N РЗ-1176-2016, отмене результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0121200000316000341, понуждении министерства экономического развития Ставропольского края (далее - министерство) рассмотреть заявки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решением суда от 3 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16 мая 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суды признали недействительным решение управления в части признания необоснованной жалобы общества по пункту 2 части 2 статьи 51, части 12 статьи 53 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В части нарушения обществом требования части 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ суды согласились с доводами управления и отказали обществу в удовлетворении требования.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворения требования и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество не разбивало заявку на отдельные тома, соответственно, не могло нарушить требования части 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ. Указанный Закон не определяет понятие "том заявки". Следует учесть письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2016 года N Д28и-1328.
В отзыве на кассационную жалобу управление просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель управления поддержал доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что общество и фонд "Институт экономических и социальных исследований" подали в антимонопольный орган жалобы на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0121200000316000341 "Оказание услуг по проведению мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг на территории Ставропольского края для обеспечения государственных нужд Ставропольского края". Заказчик отклонил заявку общества, в том числе, по причине несоблюдения требований части 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
Решением управления от 8 сентября 2016 года по делу N РЗ-1176-2016 жалобы признаны необоснованными.
Податель кассационной жалобы указывает на ошибочное толкование судами части 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
Антимонопольный орган и суды указали, что общество не исполнило требование, предусмотренное частью 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, так как заявка на участие в конкурсе не была прошита отдельно в составе тома заявки (т. 1, л. д. 14, т. 9, л. д. 100).
Податель кассационной жалобы полагает, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на прошивание заявки и тома заявки в единый том. Общество отмечает, что согласно письму министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2016 года N Д28и-1328 Законом N 44-ФЗ не установлено требование о необходимости разделения заявки на несколько томов. При этом участник закупки для удобства подачи заявки на участие в открытом конкурсе вправе разделить ее на несколько томов с соблюдением требования к оформлению каждого тома.
Суды указали, что законодатель разделяет понятие заявки и том такой заявки. Заявка воспринимается как отдельный документ, остальные ей сопутствуют. И заявка на участие в открытом конкурсе, и все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы, при этом заявка на участие в конкурсе должна быть прошита отдельно в составе тома заявки.
Суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона N 44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе, поданная в письменной форме, должна быть прошита, пронумерована, скреплена печатью участника закупки (при наличии печати) и подписана участником или уполномоченным им лицом.
Также положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе может быть как подана в форме единого пакета документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, так и состоять из нескольких томов (частей), содержащих в себе указанные документы.
Таким образом, при подаче заявки:
- в форме единого пакета документов: и заявка, и входящие в ее состав документы, должны содержать описи (описи вшиваются в такую заявку), заявка и входящие в ее состав документы, должны быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса;
- состоящей из нескольких томов (частей), такая заявка должна содержать опись (вшитую в каждый том (часть) заявки) входящих в состав каждого тома (части) документов, каждый том (часть) должен быть скреплен печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписан участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Требование о прошивке заявки на участие в конкурсе и документов в составе заявки соответствует положениям Закона N 44-ФЗ, поскольку оно направлено на установление относимости этих документов к представленной участником заявке, достоверности и полноты содержащихся в ней сведений. Следует отметить, что указанное требование не возлагает на участников открытого конкурса какое-либо дополнительное, самостоятельное, не предусмотренное законом действие.
Несоблюдение участником конкурса вышеуказанного требования рассматривается как нарушение общих принципов контрактной системы в сфере закупок - обеспечения конкуренции и единства контрактной системы в сфере закупок.
Проанализировав указанные выше нормы действующего законодательства, а также оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды посчитали обоснованным вывод управления о том, что заявка общества, не прошитая отдельно в составе тома заявки подана с нарушением требований Закона N 44-ФЗ.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В части удовлетворенных заявленных требований кассационная жалоба не подавалась, и у кассационного суда отсутствуют основания для переоценки выводов судов в указанной части.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 3 февраля 2017 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2017 года по делу N А63-12839/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.