г. Краснодар |
|
18 августа 2017 г. |
Дело N А61-3818/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) и ответчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Хумалаг" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1511010882, ОГРН 1021500946521), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Хумалаг" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 31.01.2017 (судья Арчинова В.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А61-3818/2016, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МКОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Хумалаг" Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - школа) о взыскании 877 461 рубля 96 копеек долга по оплате поставленного газа с октября по декабрь 2015 года и 52 433 рублей 93 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.11.2015 по 15.10.2016.
Решением от 31.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.05.2017, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что школа не оплатила поставленный ей обществом газ.
В кассационной жалобе школа просит отменить судебные акты и отказать во взыскании 703 045 рублей 99 копеек. По мнению заявителя, суды не учли, что у общества прибор учета газа отсутствует, поэтому объем поставленного газа следовало определять по показаниям узла учета школы. Общество не указывает основания, по которым считает прибор учета школы не расчетным. В деле отсутствует расчет объема потребленного школой газа и соответствующие доказательства. В силу пункта 2.2 договора потребление газа свыше согласованных объемов не допускается, поставка дополнительного объема газа осуществляется по отдельному контракту (пункт 2.8 договора). По расчету общества объем поставленного школе газа в спорный период значительно превысил договорный, при этом дополнительные соглашения не заключались, дополнительные средства из муниципального бюджета не выделялись, что свидетельствует о поставке ресурса с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленного газа явилось следствием отсутствия бюджетного финансирования.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела видно, что общество (поставщик) и школа (покупатель) заключили муниципальный контракт на поставку газа от 20.11.2014 N 39-6-15259/15, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2015 по 31.12.2015, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать поставщику стоимость потребленного газа.
В пункте 2.1 контракта стороны согласовали объем поставляемого в 2015 году газа с разбивкой по кварталам и месяцам, указав на недопустимость превышения годового объема газа. При этом стороны предусмотрели возможность корректировки объемов газа в пределах выделенных бюджетных средств в соответствии с дополнительным соглашением (пункт 2.2 контракта).
Поставка покупателю дополнительного объема газа сверх объема, согласованного в пункте 2.1 контракта, осуществляется по отдельному контракту поставки газа (пункт 2.8 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта количество поставленного газа определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.
При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма, количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя.
При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа, а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности.
Согласно пункту 4.12 контракта объемы газа, выбранного (поставленного) за месяц, отражаются в подписанных сторонами актах поданного-принятого газа по каждому месту подачи газа по каждой точке подключения. В случае неподписания покупателем названных актов до 24 часов второго числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, или отсутствия мотивированного отказа от их подписания акты считаются принятыми покупателем на указанных в них условиях (пункт 4.14 контракта).
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций указали, что факт поставки школе газа и его объем подтверждаются актами поданного-принятого газа за октябрь - декабрь 2015 года. Школа не мотивировала свой отказ от подписания актов и не опровергла достоверность содержащихся в них сведений.
Однако суды не учли следующего.
Правоотношения сторон регулируются Законом о контрактной системе, в соответствии со статьей 93 которого закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд" (далее - Правила N 667).
Если в течение года у государственного (муниципального) заказчика возникает потребность в изменении согласованных квартальных объемов потребления газа, указанные объемы могут быть изменены с учетом законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд по согласованию с главным распорядителем средств федерального бюджета, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с организацией - собственником Единой системы газоснабжения или газораспределительными организациями либо с органами местного самоуправления и газораспределительной организацией соответственно (пункт 7 Правил N 667).
В силу пунктов 2.1 - 2.3 и 2.8 контракта поставщик обязуется поставить, а покупатель - принять и оплатить газ в согласованных в контракте размерах. Корректировка объема газа в пределах выделенных бюджетных средств возможна в соответствии с дополнительным соглашением. Поставка покупателю дополнительного объема газа сверх согласованного объема осуществляется по отдельному контракту поставки газа.
В пункте 2.1 контракта стороны определили, что объем поставки газа в октябре составит 15 тыс. куб. м, в декабре - 20 тыс. куб. м.
Общество в расчете задолженности указывает, что школа потребила объем газа в октябре - 4,284 тыс. куб. м, в ноябре - 64,8 тыс. куб. м и декабре - 66,96 тыс. куб. м.
Суды первой и апелляционной инстанций не исследовали вопрос о наличии правовых оснований для изменения обществом согласованного в контракте объема газа при отсутствии дополнительных соглашений либо отдельного контракта на поставку дополнительного объема газа. Апелляционный суд не оценил доводы школы о недостоверности расчета обществом объема потребленного школой газа. В материалах дела отсутствуют сведения, на основании показаний какого узла учета (общества или школы) или иным способом осуществляется учет поставленного школе газа. Общество к своему расчету не приложило письменных доказательств, на основании которых определило спорные объемы газа.
Поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 31.01.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А61-3818/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.