г. Краснодар |
|
21 августа 2017 г. |
Дело N А20-2557/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучеря Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, от Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229) - Лигидова А.К. (доверенность от 11.10.2016 N 14-ОПО), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711013543, ОГРН 1030700208340) - Зикариева И.А. (доверенность от 29.02.2016 N 31-1344), Тхамуковой А.Х. (доверенность от 29.02.2016 N 31-1343), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760), заинтересованного лица - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711054758, ОГРН 1020700749871), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.07.2016 (судья Бечелов А.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А20-2557/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 295 294 271 рубля 07 копеек убытков, возникших в результате осуществления перерасчета оплаты за газ, произведенного по решениям судов и заявлениям абонентов - работников учреждений образования и здравоохранения в сельской местности, и расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 тысяч рублей (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14.01.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.06.2015, с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 167 108 753 рубля 81 копейка убытков, 169 490 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 30.09.2015 указанные судебные акты в части отказа в заявленных требованиях оставлены в силе. В остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2017, с Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин Кабардино-Балкарской Республики) в пользу общества взыскано 153 171 545 рублей 93 копейки убытков, 183 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлине. В остальной части в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационных жалобах Минфин Кабардино-Балкарской Республики и Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) просят решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 01.06.2010 общество оказало услуги по поставке газа проживающим в сельской местности Кабардино-Балкарской Республики потребителям - педагогически работникам, за период с 01.01.2007 по 01.09.2012 - медицинским работникам.
В 2012 - 2014 годах указанные категории потребителей обращались в судебные инстанции с требованиями о проведении перерасчета сумм, начисленных к уплате за газ, использованный на отопление жилья.
Вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции действия общества по начислению в спорные периоды проживающим в сельской местности потребителям - педагогическим и медицинским работникам, стоимости газа, использованного на отопление жилых домов, признаны незаконными. Суды обязали заявителя внести изменения в лицевые счета абонентов.
На основании приказа от 17.09.2013 N 1-251 "О проведении перерасчетов платы за газ" обществом проведены мероприятия по инвентаризации состояния расчетов с абонентами, являвшимися в период с 01.01.2007 по 01.01.2011 работниками 5 учреждений образования и здравоохранения, работающими и проживающими в сельской местности, и осуществлен перерасчет платы за газ в пределах объёмов, расходуемых на отопление жилых помещений и оплаченных ими ранее сумм.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением о взыскании убытков.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
В силу положений статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное статьей 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации N 3266-1), действующего в спорный период, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом, в том числе, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила), установлено, что данный документ определяет порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных, в том числе, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно статье 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.1994 N 4-РЗ "Об образовании", действующего в спорный период, педагогические работники Кабардино-Балкарской Республики в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением посредством предоставления им ежемесячной денежной компенсации в полном размере расходов на указанные цели. Эти льготы сохраняются также за педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности после ухода на пенсию, если он проработал в сельском образовательном учреждении не менее 10 лет.
Предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам сельских образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2008 N 108-ПП "Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа" утверждено Положение о порядке назначения выплаты и финансирования ежемесячных денежных выплат специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа (далее - Положение) и приложение к нему - Перечень профессий и должностей специалистов, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки (далее - Перечень). Согласно разделам 1 и 3 данного Перечня, действующего до 04.06.2010, указанные в них работники учреждений здравоохранения и образовательных учреждений относятся к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки.
В силу пункта 19 Положения расходы, связанные с ежемесячной денежной выплатой, финансируются за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на текущий финансовый год по разделу "Социальная политика", подразделу "социальное обеспечение населения".
Кроме того, Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление от 04.06.2010 N 122-ПП, которым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа", действовавший до 03.08.2016.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к выводу о том, что Кабардино-Балкарская Республика приняла на себя расходные обязательства по обеспечению мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности. Соответственно, взыскание убытков, связанных с предоставлением льгот указанным категориям работников, необходимо осуществлять за счет средств казны субъекта.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представителями министерств само по себе наличие обязанности по несению затрат в отношении льгот для отдельных категорий граждан не отрицалось.
Вместе с тем судебными инстанциями при принятии судебных актов не проверен расчет убытков, заявленный обществом ко взысканию с республиканского бюджета.
При рассмотрении дела министерствами заявлялся довод о наличии ошибок и неточностей в имеющемся расчете, в том числе о включении в него одних и тех же сумм дважды, необоснованном отнесении к убыткам расходов по льготам граждан, проживающих за пределами республики, о неточностях по периодам начислений.
Вместе с тем указанные фактические обстоятельства и доводы лиц, участвующих в деле, судебными инстанциями не проверены надлежащим образом.
Учитывая, что заявитель неоднократно в ходе судебного разбирательства уточнял заявленные требования ввиду собственных перерасчетов, а сверка по реальному объему задолженности между сторонами не была произведена, то требование общества о присуждении за счет бюджета республики всей заявленной суммы, подлежит проверке на соответствие закону.
Исходя из этого фактические обстоятельства, связанные с формированием взыскиваемой задолженности и включаемые в предмет доказывания по настоящему делу, установлены судебными инстанциями не в полном объеме.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 по делу N А20-2557/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.