г. Краснодар |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N А77-698/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 6 по Чеченской Республике (ИНН 2014777778, ОГРН 1132031003906) - Тайсумова Б.А. (доверенность от 22.03.2017), в отсутствие заявителя - микрофинансовой организации "Микрофинансовый фонд Чеченской Республики" (ИНН 2013002707, ОГРН 1112031002808), третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 4 по Чеченской Республике (ИНН 2012001813, ОГРН 1072032000831), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 6 по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 20.01.2017 (судья Хасиев М. С-А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу N А77-698/2016 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.), установил следующее.
МО "Микрофинансовый фонд Чеченской Республики" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 6 по Чеченской Республике (далее - инспекция) о признании незаконным решения инспекции от 18.09.2015 N 239 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), принятого в отношении ООО "Факел" (далее - общество) и признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 29.01.2016 N 2162036054024.
Решением суда от 20.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований. По мнению инспекции, процедура по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществлена в рамках действующего законодательства.
Отзывы на кассационную жалобу в материалы дела не поступили.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям
Из материалов дела следует и судами установлено, общество зарегистрировано и состоит на налоговом учете в качестве юридического лица с 18.10.2008.
17 ноября 2015 года решением Арбитражного суда Чеченской Республики по делу N А77-744/2015 с общества в пользу организации взыскано 1 723 646 рублей, указанное исковое производство возбуждено арбитражным судом 20.08.2015.
13 апреля 2016 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
18 сентября 2015 года инспекцией принято решение о предстоящем исключении общества как не действующего юридического лица
14 сентября 2015 года инспекция составила справку N 73-0 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам. В тот же день составлена справка N 73-с о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Инспекция 18.09.2015 на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) приняла решение N 239 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 23.09.2015 N 37 (549).
29 января 2016 года в ЕГРЮЛ внесена запись N 2162036054024 об исключении общества, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Основанием принятия такого решения послужило отсутствие в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам и непредставление юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев отчетности.
Заявитель, полагая, что действия инспекции по исключению из ЕГРЮЛ общества незаконны, обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения из реестра юридического лица, прекратившего свою деятельность, определен статьей 21.1 Закона о регистрации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о том, что на момент исключения из ЕГРЮЛ общество являлось действующим юридическим лицом, исковое производство в арбитражном суде по взысканию задолженности с общества возбуждено 20.08.2015, то есть до составления справки инспекции об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (14.09.2015) и принятия решения о предстоящем исключении общества как не действующего юридического лица (18.09.2015); в материалах дела отсутствует решение инспекции об исключении недействующего юридического лица.
Как верно указали суды, основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является соответствующее решение регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, исходя из предусмотренных Законом о регистрации требований порядок ликвидации недействующего юридического лица предусматривает четыре этапа: регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган осуществляет публикацию соответствующего решения, регистрирующий орган принимает решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляет ликвидацию недействующего юридического лица путем внесения записи в ЕГРЮЛ.
В связи с вышеизложенным, вывод судов о том, что оснований для исключения действующего юридического лица из ЕГРЮЛ у инспекции не имелось, является верным.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу и не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 20.01.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу N А77-698/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.