г. Краснодар |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А61-3927/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Никоненко О.Л. (доверенность от 20.12.2016), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Глобус" (ИНН 1506005911, ОГРН 1021500859380) - Халлаева Т.Р. (доверенность от 01.09.2016), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613), федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Северная Осетия - Алания" (ИНН 1502019575, ОГРН 1021500580310), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при ведении протокола помощником судьи Дудник А.Г., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2017 (судья Климатов Г.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А61-3927/2016, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - газпром) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Глобус" (далее - общество) о взыскании 11 365 559 рублей 42 копеек задолженности за газ, поставленный с 01.07.2016 по 02.08.2016, а также 78 031 рубля 34 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь" и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Северная Осетия - Алания".
Решением от 03.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2017, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истец документально не подтвердил неисправность узла учета газа общества. Представленный в обоснование заявленных требований акт от 02.08.2016 не может служить таким доказательством, так как оформлен в нарушение норм ГОСТа Р 8.740-2011 и ПР 50.2.022-99.
В кассационной жалобе газпром просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, при проведении анализа часовых архивов узла учета газа истец выявил, что счетчик газа работает ниже нижнего предела заявленных метрологических характеристик. Работа узла учета газа потребителя в нештатном режиме подтверждается актом проверки от 02.08.2016.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, газпром (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор поставки газа от 26.10.2015 N 39-1-0886/16, по условиям которого поставщик обязался поставлять с 01.01.2016 по 31.12.2016 горючий природный газ, покупатель - получать (выбирать) и оплачивать стоимость потребления газа (пункт 2.1 договора). Прием-передача газа оформляется сторонами ежемесячно путем подписания актов о количестве поданного-принятого газа. Порядок учета газа установлен разделом 4 договора. Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определятся по показаниям узла учета газа покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы в сутки за весь период неисправности. В силу пункта 4.8 договора ответственность за надлежащее техническое состояние узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа. В пункте 4.10 договора стороны предусмотрели, что при разногласиях в оценке качества и количества газа представители поставщика и покупателя проводят совместные проверки соответствия метрологических характеристик контрольно-измерительных приборов действующим нормативным документам и правильности определения количества (объема в кубических метрах) и показателей качества газа с составлением акта. Стороне, не согласной с результатами проверки, необходимо отразить в акте свое особое мнение.
Сотрудниками истца и ООО "Газпром Трансгаз Ставрополь" проведена проверка состояния средств учета газа, установленных у покупателя, и составлен акт от 02.08.2016. В результате проверки выявлена возможность потребления газа через байпасную линию, то есть в обход приборов учета газа без нарушения целостности пломб, а также сделан вывод о работе счетчика ниже нижнего предела заявленных метрологических характеристик. В связи с этим истец с 01.07.2016 по 02.08.2016 рассчитал объем потребленного обществом газа в объеме 1 713 833 тыс. куб. м на сумму 11 365 559 рублей 42 копейки в соответствии с пунктом 4.4 договора по проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования.
Неоплата обществом задолженности послужила основанием для обращения газпрома в арбитражный суд с иском.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускается. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 22 Правил поставки газа).
Согласно пункту 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В обоснование исковых требований газпром представил акт проверки технического состояния узла учета расхода газа от 02.08.2016, в котором отражено следующее: выявлена возможность потребления газа через байпасную линию, то есть в обход приборов учета газа без нарушения целостности пломб; выявлена возможность работы счетчика ниже нижнего предела заявленных метрологических характеристик.
В подтверждение объема поставленного газа истец представил акты от 31.07.2016 N 130 343/07 и от 31.08.2016 N 135 868/08. Акты подписаны ответчиком с разногласиями по объему поставленного газа.
Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Пунктом 24 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) и действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно пункту 2 названной статьи поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
ГОСТ Р 8.740-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1049-ст) устанавливает методику измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа. В пункте 12.1.1 ГОСТа установлено, что проверку реализаций методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта. Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований данного стандарта в соответствии с Приложением Г.
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа).
Пунктом 3.2.2 правил по метрологии государственной системы обеспечения единства измерений ПР 50.2.022.-99 (действующих в спорный период) регламентирована процедура поверки, представляющая собой совокупность операций, выполняемых органом Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Результатом проверки является подтверждение пригодности средства измерения к применению или признание его непригодным к применению.
В материалах дела имеется акт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в РСО-Алания" проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 10.02.2015 N 198. В соответствии с данным актом измерительный комплекс природного газа АГНКС "Глобус" соответствует ГОСТ Р 8.740-2011 и признан годным к эксплуатации в качестве коммерческого измерительного комплекса. В соответствии с имеющимся в материалах дела актом от 13.02.2015 N 0-410 истец принял в эксплуатацию данный измерительный комплекс без замечаний.
Суды установили, что истец неверно применил архивные данные о почасовом потреблении газа на газоиспользующем оборудовании покупателя (газонаполнительной компрессорной станции). Согласно техническим характеристикам газокомпрессорная станция покупателя осуществляет автоматический отбор газа в импульсном режиме с разной периодичностью в зависимости от количества заправляемых сжатым газом автомобилей, т. е. объем газа, зафиксированный прибором учета в течение часа, мог быть подан за несколько минут, после чего подача газа приостанавливалась до следующего автоматического включения компрессора. Из представленного истцом отчета о почасовом потреблении газа не следует, что подача газа в спорный период осуществлялась непрерывно 24 часа в сутки. Корректор фиксировал периоды времени, когда в течение полного часа отбор газа не происходил. Суды также отметили, что истец имел возможность откорректировать работу узла учета с фиксацией расхода с более короткой периодичностью, однако этого не сделал.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что акт проверки технического состояния узла учета газа от 02.08.2016 оформлен в нарушение норм указанного ГОСТа Р 8.740-2011 и ПР 50.2.022-99. Истец не доказал, что одномоментно через прибор учета проходило количество газа ниже минимально допустимого для его правильной работы.
Имеющаяся в акте проверки запись о том, что есть возможность открытия крана байпасной линии без нарушения целостности пломб, носит предположительный характер, не подтверждена надлежащими доказательствами. В акте не указано о срыве соответствующих пломб. Газпром не обосновал причины неустановки пломб в местах, исключающих потребление, минуя прибор учета.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно отказали в иске.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А61-3927/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.