г. Краснодар |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А32-35087/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Лотос" (ИНН 2310111522, ОГРН 1062310006989), заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар, третьих лиц: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лотос" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-35087/2016, установил следующее.
ЗАО "Лотос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка", оформленного письмом от 22.09.2016 N 29791.26, и возложении на администрацию обязанности принять в установленном законом порядке в тридцатидневный срок решение о предварительном согласовании предоставления в собственность обществу земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, для эксплуатации подъездных железнодорожных путей N 60, 61, кадастровый номер 23:43:0302010:128, находящегося по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Путевая, 5/1, строение N 2.
Решением от 09.03.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 10.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, основания для их уточнения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) отсутствуют. Обществом неверно определена процедура получения спорного земельного участка, используемого для эксплуатации объекта недвижимости, поскольку подача заявления о предварительном согласовании не требовалась. Частичное пересечение рассматриваемого земельного участка с красными линиями само по себе не может являться основанием для проведения кадастровых работ по повторному уточнению его границ. Прохождение по земельному участку красных линий ограничивает его в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс), и в силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса, части "е" подпункта II пункта 18 раздела II Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2015 N 1890, является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе общество просит решение от 09.03.2017 и апелляционное постановление от 10.05.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что в отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка нарушаются законные права и интересы общества, которое лишено права обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка, не может обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка или уточнения его границ, что в свою очередь влечет невозможность приобретения участка в собственность.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. Участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником объектов недвижимого имущества (нежилое сооружение - подъездной железнодорожный путь N 60, длиной 886 м; нежилое сооружение - подъездной железнодорожный путь N 61, длиной 97 м), находящегося на земельном участке общей площадью 3325 кв. м, кадастровый номер 23:43:0302010:128, по адресу: г. Краснодар, ул. Путевая, 5/1, строение N 2.
15 сентября 2016 года общество обратилось в администрацию с заявлением N 73 о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности сооружений - подъездных путей N 60 и 61 (л. д. 7).
В письме от 22.09.2016 N 29791.26 администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка", указав, что земельный участок состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 23:43:0302010:128, имеет статус "временный", с уточненной площадью (3325 кв. м).
Считая отказ администрации незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса.
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления в собственность за плату, предоставляются на основании договора купли-продажи.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Когда земельный участок только предстоит образовать, процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном статьей 39.15 Земельного кодекса порядке (пункт 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Порядок, установленный статьей 39.14 Земельного кодекса включает следующие этапы: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование заявленных требований и возражений доказательства (статья 71 Кодекса), судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302010:128 образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:113 и 23:43:0302010:37. Отметка о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0302010:37 и 23:43:0302010:113 внесена в кадастровую выписку ошибочно. Граница земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:128 установлена верно, ошибок в местоположении границы данного участка не выявлено; участок 23:43:0302010:128 образован, его границы установлены в соответствии с действующим земельным законодательством, оснований для их уточнения не имеется.
С учетом изложенного, отказ администрации, изложенный в письме от 22.09.2016 N 29791.26, является правомерным, оснований для удовлетворения заявления общества (статья 198, 200 Кодекса) у судебных инстанций не имелось.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения от 09.03.2017 и апелляционного постановления от 10.05.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя и перераспределению по правилам статьи 110 Кодекса не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 по делу N А32-35087/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.